Подвижные игры. Подвижные игры с мячом картотека по физкультуре (подготовительная группа) на тему Указания к проведению

Главная / Разное

МАРИАННА ЛЫНСКАЯ

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Комплексы упражнений

для преодоления артикуляционной апраксии

у детей

ПАРАДИГМА

Лынская М.И.

Л88 Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.
ISBN 978-5-4214-0040-0
Методическое пособие включает в себя обоснование и описание авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование позволяет включать комплексы в групповые и индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях. Упражнения, представленные в книге, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата , речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала (что особенно важно для детей с аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности. Пособие может использоваться родителями и логопедами, работающими с детьми, имеющими алалию, разные формы детского церебрального паралича и нарушения поведения.

УДК 376.1

ББК 743

ISBN 978-5-4214-0040-0 © Лынская М.И., 2015

© ПАРАДИГМА, 2015

© Оформление. ПАРАДИГМА,2015

Организация проведения занятий5

Комплекс упражнений № 1 «Морская прогулка»11

Комплекс упражнений № 2 «Овощи и фрукты»12

Комплекс упражнений № 3 «Техномир»13

Комплекс упражнений № 4 «Сказочный мир»14

Комплекс упражнений № 5 «Ароматный мир»15

Комплекс упражнений № 6 «Что из чего?»16

Комплекс упражнений № 7 «Путешествие в лес»17

Комплекс упражнений № 8 «Поездка в деревню»18

Комплекс упражнений № 9 «Поварское дело»19

Комплекс упражнений № 10 «Лечебное дело»20

Комплекс упражнений № 11 «Комната страха»21

Комплекс упражнений № 12 «Домашний очаг»22

Комплекс упражнений № 13 «Цветные сны»23

Комплекс упражнений № 14 «Вспоминая традиции»24

Комплекс упражнений № 15 «Феи и пираты»25

Комплекс упражнений № 16 «Среда обитания»26

ВВЕДЕНИЕ
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с алалией с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Мы предлагаем систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

В пособии предлагаются комплексы игровых артикуляционных упражнений, представленных на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т.к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы , интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.

Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;

Ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

Развить чувство эстетики и художественный вкус;

Обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов), на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. Пример одного из таких подносов представлен на обложке книги.

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»

(сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов н развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себя:

-- прием одного стакана воды , либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;

Жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.;

Висение на руках или принятие положения вверх ногами;

Массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;

- «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Предлагаемые комплексы взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточный куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса), создавая дополнительную мотивацию к занятиям.

Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Также игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

Найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;

Повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка - достать предмет, узнать и выполнить упражнение;

Выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;


    использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани ; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».
Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

Зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);

Желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);

Красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства. Получение желтой - половина лакомства, невозможность сделать его выбор, а предложение жестко регламентированного вида. Получение красной - отсутствие лакомства. Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка» .

Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик, покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

До начала занятия родителем или логопедом проводится классический массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры. Последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы , по месту прикрепления мышц. Если логопедом определена необходимость расслабления мышц, то движения должны быть глубокими и медленными; если необходимо тонизирование мышц – быстрые и поверхностные. Выполняются следующие движения: поглаживание, разминание, перетирание, растягивание, вибрация, надавливание, поколачивание, пощипывание. Массаж всегда завершается Улаживанием. Язык массируется в основном продольными движениями от корня к кончику языка, по середине и с боков. Кончик языка массируется отдельно, ему уделяется наибольшее внимание, массируется круговыми движениями по часовой стрелке. Губы массируются в направлении от центра к углам. Традиционные схемы логопедического массажа описаны во многих методических пособиях, мы не ставили перед собой цель освещать их в этом издании.

Также рекомендуем сочетать проведение артикуляционной гимнастики с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни - большой палец; 4-6 дни - большой и указательный пальцы; 7-9 дни - большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм.

По окончанию комплекса активных упражнений проводится игровой массаж и рассказывается сказка (вариативно: с использованием игровых фигурок и сенсорного подноса в качестве игрового ландшафта). Игровой массаж - это разнообразные движения в соответствии с текстом. Например, нажимание кулаками по спине ребенка - «слон идет», волнообразные движения - «море волнуется» и пр. Подобные массажи можно найти у Е. Железновой или в книге М. Серебряковой «Игровые массажики и весёлые раскраски». Эти массажики способствуют развитию воображения, игрового взаимодействия со взрослым, тактильного и проприорецептивного восприятия и, конечно, речи.

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения мы рекомендуем проводить:


    сидя на большом мяче (фитболе);

    сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;

    Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром , с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.

Таким образом, развитие сенсорной интеграции во время занятий обеспечивается:

Упражнениями из «сенсорной диеты»;

Игровым взаимодействием с сенсорными подносами;

Проведением игровых массажиков;

Использованием материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов питания, специй). Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

В качестве завершающего занятие игрового упражнения можно использовать тематические свечи для задувания.

Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:

Активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;


    повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов , а также в стерилизационном оборудовании.

Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.

Комплекс упражнений № 1

«Морская прогулка»

Во время занятия целесообразно включение аудиозаписи с моря, а в качестве поощрения можно использовать шоколадные конфеты в виде морских обитателей или ракушек.


Актуализируемый образ/Дополнительная задача

Действие

Необходимые

материалы


Удержание русалки за хвост

Губами удержать веточку укропа

Ветки укропа в малень­кой вазочке

Моллюски, выполза­ющие из ракушек

Облизывание крупных раку­шек с разной поверхностью

Морские раковины

Тризубец Тритона

Покалывание языка вилкой

Одноразовые вилочки по количеству детей

Проверяем надеж­ность спасательных кругов

Жевать прорезыватели и трейнеры

Трейнеры чуви-табс, ре­зиновые груши, ложки- прорезыватели и пр.

Поднятие на волнах морской пены

Выталкивание марлевой сал­фетки языком из-за щеки

Марлевые салфетки

Обстрел пиратского корабля

Оплевывание с губ и/или кончика языка горошин ду­шистого перца

Душистый перец горош­ком

Открытие бутылки с посланием

Выплевывание бутылочной пробки, зажатой между гу­бами

Пробки по количеству детей

Качание корабля по волнам

Поднятие языком бусины по нитке

Бусины на вощеных или замшевых шнурах

Морская вода

Глотание капелек соленой воды из пипетки на корень языка

Пузырьки с соленой во­дой и пипетки

Подзорная труба

Поочередное закрывание глаз

Раздуваем паруса у кораблей

Дуть на белые бумажные салфетки

Бумажные

Космонавты”

Место: Площадка, зал.

Подготовка: По углам и сторонам зала (площадки) чертят 5-8 больших треугольников – “ракетодромов”. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2- 5 кружков - “ракет”. Общее количество ракет должно быть меньше, чем играющих, на 5- 8. Сбоку каждого раке­тодрома можно написать маршруты: например, ЗЛЗ (Земля - Луна - Земля), ЗВЗ (Земля- Венера - Земля) и т. и. Все играющие становят­ся в круг в центре зала.

Описание игры. Иг­рающие идут по кругу, взявшись за руки, и про­износят:

“Ждут нас быстрые ракеты

для прогулок по планетам,

на какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

опоздавшим места нет!”

После этих слов все бегут к ракетодро­мам и занимают места на любой из ракет. Оставшиеся без места идут к руководителю или в центр зала. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру.

Правила. 1. Начинать игру только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться только после слов: “опоздавшим места нет!”

Совушка” (“Кот идет!”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор, комната. Скамейка.

Подготовка. В углу площадки или зала очерчивают круг диаметром 1-2 м - “гнездо совушки”. Около круга ставится скамейка. Из играющих выбирается водящий - “совушка”, остальные- “полевые мышки”. Совушка становится в своем гнезде, а мышки размеща­ются по всему залу у стен- в “норках”.

Описание игры. Руководитель говорит: “День!” Все мышки выбегают на середину зала, бегают, припрыгивают. Совушка, сидя, спит в гнезде. Руководитель говорит: “Ночь!” По этому сигналу все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, кто из играющих шевелится. Если совушка заметит, что кто-либо из мышей шелохнется, она забирает его к себе в гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока руководитель не подаст команду “День!” По сигналу “День!” совушка улетает к себе в гнездо, а непойманные мышки начинают бегать и резвиться до сигнала “Ночь!” Когда в гнезде окажется 3-5 пойманных мышей, выбирается новая совушка из непойманных наиболее осторожных, ловких мышек. В заключение отмечаются непойманные мышки и наиболее наблюдательная совушка, сумевшая быстрее других поймать мышей.

Правила: 1. Когда совушка выходит на площадку, мышкам шеве­литься не разрешается. За спиной совы мышки могут менять позу, делать движения, но так, чтобы совушка этого не заметила. 2. Пойманные мышки сидят на скамейке - в гнезде совушки и не участвуют в игре до смены новой совушки. 3. По сигналу руководителя “Ночь!” совушка обязательно должна улететь к себе в гнездо.

Вариант игры - “Кот идет!”

Водящий - “кот” у себя в “доме”. Все остальные - “мышки” - в “норках”. Руководитель говорите

“Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!”

Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:

“Тра-та-та, тра-та-та, Не боимся мы кота!”

По сигналу руководителя “Кот идет!” все мышки замирают на месте без движения. Кот крадется к ним и того, кто шевелится, забирает к себе в дом. Кот ловит до тех пор, пока руководитель не скажет:

“Кот ушел!” Кот уходит, а мышки опять начинают бегать. Кот выхо­дит 2-3 раза. После этого подсчитываются пойманные им мышки и выбирается новый кот.

Данный вариант удобно проводить под музыку: мышки двигаются под одну мелодию (польку, галоп), а кот приходит за ними под дру­гую (вальс, марш).

Кто подходил?” (“Угадай кто”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, комната, коридор. По желанию цилиндрический бумажный колпак и чистые повязки для глаз.

Подготовка. Все играющие становятся в круг. Водящий становит­ся в середину круга и закрывает глаза или надевает чистую повязку на глаза и колпак.

Описание игры. По указанию руководителя один из стоящих в кругу подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча рукой и называет по имени, изменив свой голос. Затем он возвращается на свое место. Руководитель предлагает водящему открыть глаза и ска­зать, кто к нему подходил. Если водящий отгадал, то его место зани­мает игрок, который к нему подходил; если не отгадал, то продолжает водить, но не более трех раз. Затем выбирается новый водящий.

Правила. 1. Водящий не должен открывать глаза до тех пор, пока руководитель не скажет: “Можно”. Если он откроет глаза раньше времени, то продолжает водить. 2. Игрок, подходивший к водящему, обязан возвратиться на свое место; при этом ему разрешается сде­лать поворот около водящего или пройти зигзагами. 3. Игрок, указанный руководителем, может подходить к водящему зигзагами, чтобы труднее было установить, откуда он подошел.

Мяч соседу”

Место, инвентарь. Площадка, зал. Два волейбольных мяча.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (на шаг друг от друга). У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по волейбольному мячу.

Описание игры. По установленному сигналу руководителя оба играющих начинают передавать мяч друг другу вправо или влево по кругу в одном направлении (по указанию руководителя) как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у кото­рого окажутся два мяча. Затем мячи передаются игрокам, стоящим на противоположных сторонах круга, и игра начинается сначала.

Играют 4-5 мин., после чего отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Правила. 1. Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. 2. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Гонка мячей по кругу”

Место, инвентарь. Зал, площадка, большая комната. Два волейбольных или баскетбольных мяча разного цвета.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая.

Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.

Описание игры. По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу, один вправо, другой влево, своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, по­ка они не возвратятся к капитанам.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны поднимают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.

Правила. 1. Мяч обязательно перекидывать или передавать своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и” встав на место, продолжать гонку мяча.

К своим флажкам”

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор. 5-7 флажков разнога цвета.

Подготовка. Играющие, разделившись на несколько групп (по 5- 6 человек в каждой), становятся в кружки, начерченные по всей пло­щадке. В центре каждого кружка - дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других.

Описание игры. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Руководитель дает сигнал: “Все к своим флажкам!” Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему флажку и опять образуют кружок. Побеждает группа, построившаяся в кружок первой. Можно построить игроков в затылок к дежурному в колонну по одному.

Правила. 1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала “Все к своим флажкам!” Если игрок откроет глаза преждевременно, то его группа проигрывает. 2. Игроки с флажками должны обязательно изменить места. Если они этого не сделают, то победа их группе не засчитывается.

Варианты игры. 1. Когда играющие разбегутся, им можно предложить встать в одну шеренгу перед преподавателем и выполнять за ним разные движения. В это время дежурные с флажками, находясь сзади них, меняются местами. По сигналу “К своим флажкам!” все бегут к своим дежурным.

2. Играющие под музыку или пение двигаются за преподавателем и на ходу повторяют за ним разные движения. По сигналу все занимают места около своих флажков.

Техкарта урока по физической культуре.

Дата:

Тема: Урок-игра «Гонка мячей по кругу

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания; совершенствование координации движения, ориентирования в пространстве в постоянно меняющейся обстановке.

Задачи. Образовательные: - развитие координации;

Развитие силовых качеств;

Развитие ловкости.

Воспитательные: - воспитание чувства коллективизма;

Воспитание чувства взаимопомощи;

Создание мотивации к занятиям по физической культуре.

Коррекционные: - развитие ориентировки в пространстве;

Укрепление мышц спины;

Закрепление навыка правильной осанки.

Формы обучения: фронтальный, индивидуальный.

Класс: 1а класс.

Место проведения:

Учитель: Шарафутдинова Алина Рустемовна

Ход урока.

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Вводная

(2 мин)

    Построение.

    Объявление темы, цели и задач урока.

    Повторить повороты «Кругом!», «Направо!», «Налево!».

2 мин

Обратить внимание на внешний вид учащихся (наличие спортивной формы, обуви).

Расчет класса по порядку.

Подготовительная

(10 мин)

    Ходьба по залу:

На носках (руки вверху);

На пятках (руки за спиной).

2. Перемещения:

Приставным шагом (левым боком);

Приставным шагом (правым боком);

Левым-правым боком.

3. Бег:

В медленном темпе.

4. Переход на ходьбу:

1) руки через стороны вверх - вдох;

2) руки через стороны вниз - выдох.

5. Марш на месте.

6. Расчет класса на 1-2-й.

7. Выполнение ОРУ:

1) И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе (О.с.)

1- вращение головы в правую сторону;

2 – вращение головы в левую сторону;

3-4 – (тоже самое).

2) И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища

1-4 – вращать в плечевом суставе вперед;

1-4 – вращать в плечевом суставе назад.

3) Открытый шаг («О pen step »)

1- Полу-присед, упор на правую ногу, левая вытягивается на носок;

2 – Полу-присед, упор на левую ногу, правая вытягивается на носок;

3 – 4 – (тоже самое).

4) Открытый шаг («О pen step »)

Руки поочередно поднимаются вперед.

5) Приставной шаг Step touch » )

1 – шаг в правую сторону, левую ногу приставить;

2 – шаг в левую сторону, правую ногу приставить;

3 – 4 – (тоже самое).

6) Двойной приставной шаг

Double step touch »)

1 – два приставных шага вправо, левую ногу приставить;

2 – два приставных шага влево, правую ногу приставить;

3 – 4 – (тоже самое).

7. Ходьба треугольником

Vi - step »)

И. п. ноги вместе, руки вдоль туловища.

1 – шаг правой ногой вперед-в сторону (в правую);

2 – шаг левой ногой вперед – в сторону (в левую);

3 – шаг правой ногой назад;

4 – шаг левой ногой назад и приставить к левой.

8) Марш на месте.

Руки через стороны вниз -выдох.

9) Перекаты с правой на левую ногу.

И.п. – ноги шире плеч, руки на поясе.

1 – упор полу-присед на правую ногу, левая прямая;

2 – упор полу-присед на левую ногу, прямая прямая;

3 – 4 – (тоже самое).

10) Упражнение «Березка».

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

1 – 3 – три пружинистых наклона вниз;

4 – выпрямиться.

11) Марш на месте.

Руки через стороны вверх – вдох;

Руки через стороны вниз – выдох.

30 с

30 с

по 2 раза

1 мин

30 с

10 с

10 с

7 мин

4 раза

8 раз

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

3 раза

10 с

8 раз

6 раз

10 с

Учитель командует: «Направо, в обход по

залу шагом марш!».

Спину держать прямо.

Руки на поясе.

Следить за осанкой.

«В медленном темпе бегом марш!»

Восстановление дыхания.

Класс останавливается у начала линии по команде: «Левой, левой! Раз-два-три! На месте стой, раз-два!»

Не допускать прогиб в шейном отделе позвоночника (голову назад не наклонять!)

Руки согнуты в локтях, туловище немного наклонено вперед.

Руки согнуты в локтях.

Руки согнуты в локтях.

Руки согнуты в локтях, туловище немного наклонено в перед.

Следить за дыханием.

На каждую сторону по три пружинистых наклона.

Колени не сгибать.

Следить за дыханием.

Основная часть

    мин)

Количество игроков: любое

Дополнительно: мячи

12 мин

Объяснение игры.

Количество игроков: любое

Дополнительно: мячи

Играющие образуют большой круг и расчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два рядом стоящих игрока - капитаны. У них в руках по мячу. После сигнала руководителя мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он быстрее вернулся к капитану.

Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Заключительная

часть

(6 мин)

    Дыхательные упражнения

«Пузырики»

Глубокий вдох, через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот.

«Насосик»

Руки на поясе, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох.

    Упражнения на расслабления на гимнастических ковриках.

    Построение. Итог урока. Уход учащихся.

2 - 3 раза

2 – 3 раза

30 с

Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Упражнения выполняются в положении лежа под музыку.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а игра позволяет отработать необходимые задания на фоне утомления. Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и дав игрокам соответствующие инструкции.

«Гонка мячей по кругу»

Игроки, заранее разделившись на две команды, выстраиваются в круг, встав через одного. Два игрока с мячами из разных команд располагаются на противоположных концах. Команды передают мяч через одного, т. е. внутри своей команды. Задача: выполняя быстрые и точные передачи, обогнать мяч команды соперника. Для удобства лучше использовать разные по цвету мячи.

Вариант: две команды образуют два разных круга и передают мяч последовательно каждая в своем кругу. Чья команда быстрее пройдет передачами 5 кругов? То же самое можно делать в шеренгах или колоннах.

«Салки передачами»

Два водящих игрока с помощью передач друг другу должны осалить одного, другого, третьего из участников, увертывающихся при движении по площадке от мяча водящего. Осаленным считается лишь тот участник, к которому приблизился водящий и коснулся его мячом, находящимся у него в руках. Как только все участники игры будут осалены, пары водящих меняются.

«Десять передач»

Игра проводится на половине площадки. Соревнуются две команды по 4–6 человек. Игроки команды, владеющие мячом, передают, двигаясь в любом направлении по площадке, мяч друг другу. Соперники пытаются этот мяч перехватить и, если им это удается, уже сами его контролируют. Побеждает команда, которой удалось продержать мяч с помощью 10 передач подряд. Как только команде с мячом удалось это сделать, ей присуждается одно очко.

Варианты: можно играть не до 10, а до 20 передач подряд; не на половине, а на всей площадке, набирать, например, наибольшее общее количество передач (а не подряд); выполнять броски в корзину соперника после того, как команда набрала необходимое количество передач.

«Живая цель»

В середине круга диаметром 8–10 метров находится водящий, а играющие – за кругом. Игроки, перебрасывая мяч, стараются «запятнать» водящего (можно целиться только ниже пояса). «Запятнавший» игрок идет на место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания) в пределах круга.

Вариант: водящий охраняет «крепость», расположенную за его спиной (небольшое сооружение из гимнастических палок или кеглю), в которую и стремятся попасть играющие. Для большего азарта можно ввести ограничение времени (например, 24 секунды).

«Передал – садись»

Равные команды в колоннах за чертой. Капитаны впереди на расстоянии 4–5 метров лицом к командам с мячом. По сигналу капитаны команд передают мяч первым игрокам своей команды. Те, поймав мяч, передают обратно и тотчас приседают. Затем передача следующему игроку и т. д. Игра завершается в тот момент, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

Вариант: после того как капитан поймал мяч от последнего присевшего в колонне игрока, место капитана занимает игрок, стоящий в колонне первым, а капитан встает в конец колонны и т. д. Игра заканчивается, когда капитан вновь займет свое место.

«Мяч капитану»

Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).

«Нетбол»

Эта игра очень популярна в Великобритании, Австралии и других странах (особенно среди девушек). Порой ее называют «женским баскетболом». Зарубежные тренеры считают нетбол неплохим подспорьем для обучения баскетболу.

В нетбол играют мячом, по размеру схожим с мини-баскетбольным. Цель игры – забить мяч в кольцо соперника. Кольцо диаметром 39 см крепится к вертикальной стойке на высоте 305 см (без щита), которая расположена в полукруге радиусом 4,9 метра. Это – площадь ворот (кольца). Размер площадки: 30,5 метра в длину и 15 м 25 см в ширину. Вся площадка разделена на три равных доли (трети игрового поля): треть защиты, центральную треть и треть нападения. В центре площадки расположен центральный круг радиусом 90 см (см. рисунок).

Игра состоит из четырех периодов по 15 минут «грязного» времени. Перерыв между первым и вторым периодом, равно как и между третьим и четвертым, – 3 мин., по окончании половины встречи – 5 мин. В случае травмы или иной крупной задержки встречи судьи добавляют 2 мин. игрового времени.

В составе каждой команды 7 человек (с запасными может быть 12). Каждый игрок может играть только в своем амплуа, и у него есть своя площадь, где он может играть. Амплуа игроков написаны на форме участников спереди и сзади их начальными буквами (GS, GA, WA, C, WD, GD, GK).

Goal Shooter (GS) – снайпер. Зона игры – треть нападения и площадь ворот соперника.
Goal Attack (GA) – нападающий. Зона игры – центральная треть площадки и треть нападения, включая площадь ворот соперника. Только эти два игрока могут наносить броски по кольцу соперника.
Wing Attack (WA) – фланговый нападающий. Зона игры – центральная треть и треть нападения, исключая площадь ворот соперника.
Center (C) – центральный игрок (не путать с центровым в баскетболе). Это главный связующий игрок. У него самая большая зона охвата – он может играть везде, кроме площадей ворот.
Wing Defense (WD) – фланговый защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты.
Goal Defense (GD) – защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты, включая площадь ворот.
Goal Keeper (GK) – вратарь. Зона игры – площадь ворот и треть защиты.

Нетрудно заметить, что зона игры защитников пересекается с зоной игры нападающих. В нетболе применяется личная система защиты. Фланговый защитник опекает флангового нападающего, центральные игроки – друг друга, вратарь – снайпера, защитник – нападающего и наоборот.

В игре применяются основные правила баскетбола, но главное отличие – запрещается ведение мяча. Мяч можно передавать между игроками своей команды, в том числе и с отскоком от площадки, а бросать в кольцо – только из площади ворот. За каждое попадание начисляется одно очко. Во время броска опекающий защитник должен находиться на расстоянии 90 см от бросающего, выпрыгивать и накрывать мяч он может лишь после того, как мяч «оторвется» от руки форварда. За технические нарушения (задержка мяча, пробежка, ведение, нарушения границ зоны игры определенным игроком) владение мячом передается другой команде. За неспортивные нарушения (фолы игровые и дисциплинарные) назначается штрафной бросок или пас с места нарушения. В этом случае игроки команды соперника не имеют права препятствовать броску или передаче до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

Вариант: у нас в стране эта игра не сыскала популярности, однако, учитывая то, что правила игры, ее продолжительность, размеры площадки очень близки к баскетбольным, нетбол можно взять на вооружение специалистам при обучении передачам мяча и взаимодействиям игроков. Опираясь на вышеизложенные правила, можно допустить любой возможный синтез этой игры в тренировочный процесс. Например, при игре 5 на 5 выделить двух нападающих (центровой и тяжелый форвард), которые могут совершать броски без отскока от щита, находясь внутри линии дальних бросков; двух защитников, их опекающих, и одного разыгрывающего. При этом ведение мяча полностью исключается. Можно также разрешить дальние броски игрокам задней линии.

Баскетбол без ведения

Две команды играют по правилам баскетбола, исключая ведение мяча.

Вариант: ведение можно исключить на половине площадки соперника или, наоборот, на своей половине площадки. Можно играть в одно кольцо 5 на 5 или 3 на 3. Можно также использовать ведение мяча лишь после того, как команда набрала определенное количество (5 или 10) передач.

Зонный баскетбол

Играют три команды по правилам предыдущей игры. Одна команда, белая (см. рисунок), нападает, а две других защищаются. При этом одна из команд контролирует одну половину поля, вторая – другую. Игроки команд защиты не могут переходить на половины площадок друг друга.

Игра очень эффективна при отработке навыков противодействия зонному прессингу, зонной и личной защите. После определенного количества атак или отведенного времени команды меняются ролями.

Вариант: так же, как и в предыдущей игре, можно разрешить ведение мяча на одной из половин площадок или после набора определенного количества передач.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы о том, что передачам мяча следует уделять большое внимание в процессе технической подготовки баскетболистов.

На начальном этапе этот технический элемент является стержнем всех групповых взаимодействий игроков. Поэтому не случайно, что многие авторы (Костикова Л. В., 2002; Кузин В. В., Полиевский С. А., 1999) рекомендуют большой подбор упражнений, направленных на укрепление навыков ловли и передач мяча. На начальном этапе обучения следует больше включать упражнений игрового плана, а также подвижные игры с передачами мяча. Это позволит начинающим спортсменам быстрее перейти к следующему важному моменту методики – быстрому и точному выполнению передач и ловли мяча. Многие подвижные игры с передачами мяча будут также полезны и при обучении определенным групповым взаимодействиям игроков.

Не следует также забывать об отработке техники передач мяча и в группах спортивного совершенствования. Безусловно, подбор упражнений будет другим, чем в группах начальной подготовки. Но не следует пренебрегать и игровыми заданиями. Ведь игра – это не только средство для игроков выплеснуть свои эмоции, но еще и способ отработки определенных тактических схем и взаимодействия.

Следует принять во внимание, что лучше всего использовать упражнения в передачах и ловле мяча в первой части занятия, после разминки, хорошо разогрев кисти и пальцы рук. После этого можно переходить к отработке взаимодействий игроков, в основе которых все равно лежит точная, своевременная и быстрая передача мяча. Удачи вам!

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физкульутры
МОСКВА

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила

1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.

2. Мяч разрешается только перебрасывать.

3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.


Игра "Гонка мячей"

Указания к проведению

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8-10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется - сделать шаг вперед или присесть.

Вариант 1

Дети встают в круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие, они берут мячи и по сигналу бросают их один в правую, другой в левую сторону по кругу игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Побеждает команда, у которой мяч быстрее вернется к ведущему.

Вариант 2

Участники игры встают по кругу на расстоянии шага один от другого и рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие. Они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, встают на свое место, быстро передают мяч игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Игра продолжается.

Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут с мячом по кругу и меньше уронят мячей.



Вариант игры "Гонка мячей"

Правила

1. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды, только когда он встанет на свое место.

2. Мяч игроки друг другу должны перебрасывать.

3. Бежать разрешается только за кругом.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"
Художники Е. Н. Рудько, И. С. Слуцнер

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт