Какие действия подразумеваются под джигитовкой. Джигитовка - войсковое казачье общество "центральное казачье войско"

Главная / Прокачка 

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества - субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка - скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» - лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки - это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи - гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название - «джигитовка».

Само слово «джигитовка» - название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка».


Деревянный конь - как сказали бы сегодня -

специальный тренажер, на котором отрабатывали

приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы »:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные - это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем - кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки - такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Джигитовка.

2. http://dzhigitovka.info/?page_id=2.

3. http://slavyane.org/traditions/cossack-dzhigitovka.html

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

По всем вопросам можете обращаться

по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Реальные примеры выступлений размещены на Ютубе Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/channel/UChTNAiwCNWabwvfERbQSg0A/videos

О Джигитовке

(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана (Большой Российский энциклопедический словарь).

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев) (Толковый словарь Ожегова).


История возникновения

Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения

Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк

С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры

Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru

Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.

Валерий Шабля

Для всех желающих заниматься казачьей джигитовкой и другими видами казачьего искусства на Тверском областном ипподроме под руководством КСК "Станица" появилась новая услуга.
Абонемент суммой 5 000 рублей/месяц и количество занятий не ограниченно!
По всем вопросам можете обращаться по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Джигитовка – особый вид верховой езды, заключающийся в умении наездника увернуться от удара или пули, подхватить на скаку лежащее на земле оружие или раненного товарища. Эти боевые умения передавались от отца к сыну и являлись вершиной верховой акробатики.

Джигитовка – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское. Малоизвестный факт: горцы являлись умелыми наездниками, но «джигитовать» они не умели. Ловкого и бесстрашного горца называли, конечно, джигитом, но такими «акробатами в седле», как казаки, горцы никогда не были.

Стоит особо подчеркнуть, что казаки управляли конём только с помощью уздечки без шпор и мундштука. Именно в умении заставить лошадь повиноваться с причинением ей минимальной боли по неообходимости и заключалось главное искусство удалых казачьих наездников. Недаром у казаков есть поговорка: «Отец жизнь один раз даёт, а конь много раз спасает» и множество песен, где о лошади отзываются, как о верном друге. И всё же, как утверждают эксперты, не стоит слишком идеализировать казаков в этом плане.

У уральских казаков, например, с 1878 г. джигитовка была включена в устав, т.е. являлась обязательным умением воина. Если до службы казак не джигитовал, он оттачивал необходимые приёмы на оседланной деревянной лошади, после чего переходил к начальным упражнениям на настоящей лошади.

Виды джигитовки.

Было два вида джигитовки: уставная и вольная. Если первая исполнялась с оружием и вьюком, то вторая (вольная) была показательной и очень зрелищной: скачка под брюхом лошади, прыжки, езда задом наперёд и т.д.

Джигиты-станичники.

На состязания по джигитовке съезжались сотни казаков, одетых в щёгольские наряды, с оружием в дорогих оправах. Каждый участник на празднике старался показать всё своё умение, доставшееся ему от отца и деда. Здесь и стреляли с коня на галопе, подбирали на скаку разбросанные монеты, вставали в седле, спрыгивали с лошади на полной скорости, лихо рубили лозу и мн. др.

Несколько фото казачьей джигитовки:





Напоследок предлагаю Вам полюбоваться казачьей джигитовкой на видео.

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт