Уведомления. Катастрофа самолета Як‑42 с ХК "Локомотив" в Ярославской области 7 сентября локомотив

Главная / Упражнения

Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года авиакатастрофа международного чартерного рейса номер AKY-9633, перевозившего команду хоккейного клуба«Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск.

Чартерный рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» на самолёте Як-42Д, регистрационный номер RA-42434. В 15:58:36, в простых метеоусловиях, самолёт начал разбег на взлётно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, взлёт произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд; самолёт набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с препятствиями и ударился о землю на берегу рекиТуношонки, недалеко от её впадения в Волгу, и разрушился.

Выжил один человек: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека. В связи с гибелью основного состава команда «Локомотив» (Ярославль) прекратила выступления в высшей профессиональной лиге — Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) — в сезоне 2011—2012.

Официальное расследование катастрофы провёл Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило и ряд способствовавших катастрофе факторов.

Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233° в простых метеоусловиях (ветер северный 360° 3 м/с, видимость 10 км, облачность значительная слоисто-кучевая с высотой нижней границы 1 000 м, температура воздуха +18 °C). Фактический отрыв самолёта произошёл с поверхности грунта на удалении 400 метров от торца взлётно-посадочной полосы (ВПП), за её пределами; максимальная высота, которую набрал самолёт — 5—6 метров. Самолёт столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 м от торца ВПП и имеющей высоту около 3 м, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 м от торца ВПП, а основная часть фрагментов самолёта разбросана на расстоянии 800—900 м от торца ВПП.

Всего в самолёте находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. 43 человека погибли сразу (39 человек от мгновенных механических повреждений тела, 3 человека из-за утопления, 1 из-за термических повреждений тела). Хоккеист Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов были госпитализированы. Оба после крушения самолёта оказались в реке. Хоккеиста подобрал наряд отряда особого назначения при УТ по СЗФО МВД; Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолёта и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. Позже Галимов скончался в НИИ им. Вишневского. Сизова, который также в первые минуты после катастрофы был в сознании, забрал автомобиль «скорой помощи».

Матч на Кубок открытия КХЛ, проходивший 7 сентября в Уфе между командой-чемпионом «Салават Юлаев» и «Атлантом», занявшим в прошлом году второе место, после получения информации о трагедии в Ярославле был остановлен, а затем и отменён. 12 сентября эти же команды разыграли трофей под новым названием — Кубок «Локомотива».

В ликвидации последствий катастрофы участвовали 44 единицы спецтехники и 103 человека, в том числе специалисты Главного управления МЧС РФ. Все тела жертв катастрофы были найдены к утру 8 сентября.

У компании «Як-Сервис» имеется в наличии семь самолётов (типов Як-40 и Як-42Д). Самолёт с бортовым номером RA-42434 совершил первый полёт в1993 году, имел общий налёт около 6500 ч (что в 2 раза меньше назначенного ресурса в 12000 ч), принадлежал авиакомпании «Протон» Космического центра имени Хруничева, у которого и был взят в лизинг авиакомпанией «Як-Сервис». До «Як-Сервис» самолёт использовался также в авиакомпаниях Орел Авиа (Универсал), Быково Авиа, Аэро Рент. Срок действия сертификата лётной годности самолёта истекал 1 октября 2013 года. Самолёт прошёл плановое техническое обслуживание 16 августа 2011 года в Казани.

Командир экипажа самолёта RA-42434 имел общий налёт 6954 ч, из них на Як-42 1312 ч (в качестве командира 686 ч), второй пилот — общий налёт 13492 ч, из них на Як-42 613 ч.

Александр Галимов, после катастрофы госпитализированный в крайне тяжёлом состоянии с ожогами, по разным данным, восьмидесяти или девяноста процентов тела, умер 12 сентября.

При опознании тел погибших мать Сергея Остапчука была близка к сердечному приступу.. Некоторые СМИ распространили сообщение о её смерти, но эта информация была опровергнута.

Юрий Урычев не мог сыграть в Минске из-за травмы и дисквалификации, но тем не менее решил присоединиться к летевшей в Минск команде, желая поддержать партнёров. Вместо Александра Калянина на матч должен был лететь другой нападающий — Максим Зюзякин, но незадолго до рейса выяснилось, что Калянин оправился от травмы, и Зюзякина решили не брать на матч.

Александр Сизов госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной клетки. Первоначально его поместили в ярославскую больницу имени Соловьёва, главный врач которой утром 8 сентября оценил состояние Сизова как стабильно тяжёлое. В тот же день Сизова и второго выжившего — Александра Галимова перевезли в Москву на самолёте МЧС России. Сизова поместили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. 12 сентября департамент здравоохранения Москвы сообщил, что жизнь Сизова вне опасности и он был переведён из реанимации в обычную палату института. Планируется, что Сизов получит единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей.

Вечером 7 сентября в Ярославле прошла поминальная акция в честь погибших: люди собрались возле культурно-спортивного комплекса «Арена 2000», многие принесли цветы и свечи. По оценке одного из очевидцев, количество собравшихся составило от 10 до 12 тысяч человек. В число возложивших цветы к импровизированному мемориалу вошёл президент Татарстана Рустам Минниханов, участник Мирового политического форума. Похожие массовые акции состоялись вМинске, куда направлялся «Локомотив» (Белоруссию в клубе представляли игроки Руслан Салей и Сергей Остапчук, а также тренер по физической подготовке Николай Кривоносов), Праге (оплакивали Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека), Риге (почтили память Карлиса Скрастиньша), словацком Тренчине (в местном клубе «Дукла» два сезона провёл Павол Демитра).

Президент РФ Дмитрий Медведев предложил радикально уменьшить количество авиакомпаний, при этом особенно подчеркнул, что решение не касается случившейся трагедии и, что слияния и ликвидации компаний, парк которых не превышает 20 самолётов, должны пройти в самое ближайшее время.. Эксперты полагают, что такое решение приведет к исчезновению бюджетных авиакомпаний и, соответственно, к увеличению стоимости перелетов в будущем. Также Президент высказался в пользу закупки зарубежных самолётов, даже в ущерб отечественному производителю.

Старт чемпионата Континентальной хоккейной лиги 2011/2012 годов был перенесён на 12 сентября. До этого телеканал КХЛ-ТВ повторно транслировал матчи «Локомотива» двух предыдущих сезонов. Также канал провёл прямую трансляцию «Вечера-реквиема» по погибшим в катастрофе, который состоялся в Минске вечером 8 сентября.

9 сентября началась выплата страховых компенсаций семьям погибших пассажиров самолёта. Размер страхового возмещения составит 2 025 000 рублей за каждого погибшего. Кроме того, семьи погибших должны получить по 300 тысяч рублей из бюджета Ярославской области и по 150 тысяч рублей — из бюджета Ярославля.

10 сентября в комплексе «Арена 2000» прошла церемония прощания с погибшими, на которой присутствовало около 100 тысяч человек. В этот же день на «Арене Омск» состоялась церемония прощания с погибшим вратарём Александром Вьюхиным, проведшим десять лет в омском клубе «Авангард». Его похоронили рядом с другим хоккеистом —Алексеем Черепановым, который, также будучи игроком «Авангарда», скончался в 2008 году от остановки сердца во время матча. Губернатор Омской области Леонид Полежаевпообещал оказать материальную помощь семье Вьюхина и за счёт бюджета установить памятник на его могиле.

11 сентября на Староместской площади Праги прошла церемония прощания с Карелом Рахунеком, Яном Мареком и Йозефом Вашичеком. Председатель Чешского хоккейного союза Томаш Крал сообщил, что игровые номера 4, 15 и 63, под которыми они выступали в сборной Чехии, будут закреплены за ними навечно.

На месте авиакатастрофы планируется установить мемориал в честь погибших.

Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил, что сборная России больше не будет пользоваться самолётами Як-42.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших при крушении самолёта, и изменил программу участия в Мировом политическом форуме. Утром 8 сентября Медведев в сопровождении губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова посетил место катастрофы и возложил цветы на берегу реки Туношонки, рядом с фрагментами разбившегося самолёта. Позже на совещании с участием Медведева Вахруков заявил, что семьи погибших игроков получат «очень значительные выплаты по контрактным обязательствам», а также, что большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому «Локомотиву» и более 30 хоккеистов готовы перейти в «Локомотив», чтобы заменить погибших в его составе. 12 сентября Дмитрий Медведев провёл совещание с участием президента «Локомотива» Юрия Яковлева, министра спорта Виталия Мутко, губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и руководителей КХЛ иФХР, посвящённое дальнейшей судьбе ярославского «Локомотива».

В связи с авиакатастрофой соболезнования высказали президент Белоруссии Александр Лукашенко, председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин, президентУкраины Виктор Янукович президент Республики Польша Бронислав Коморовский, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Александр Лукашенко принял участие в вечере-реквиеме, состоявшемся 8 сентября в «Минск-Арене».

Всем, кто хоть иногда одним глазом смотрит матчи Континентальной хоккейной лиги, не надо объяснять, что за дата такая - 7 сентября 2011 года. В этот день в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив» . Весь, в один миг. Як-42, на котором команда отправлялась в Минск , выкатился за пределы ВПП, попытался взлететь с грунта, столкнулся с радиомаяком и рухнул. 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа - погибли.

С тех пор 7 сентября стал мемориалом в память о разбившейся команде. В КХЛ действовал закон - не назначать на этот день матчей. Никогда, что бы не случилось, какие бы не приходилось неудобства терпеть другим клубам, жизнь в лиге замирала. 7 сентября в хоккее был днем настоящей тишины. Грустная традиция, в чем-то даже страшная. Но она хотя бы на один день напоминала, что есть более важные вещи, чем хоккей. Да и как-то неуместно было в эту дату устраивать шоу, которым по определению должен быть любой хоккейный матч.

Человечности в КХЛ хватило только на 6 лет. Сухой расчет хоккейных менеджеров, которым непременно нужен каждый день календаря, оказался сильнее эмоций. 7-го сентября 2018 года впервые поле трагедии Континентальная хоккейная лига проводит матчи, причем целых 6. Возможно, в этом нет ничего страшного. Первая боль того чудовищного кошмара затихла, жизнь продолжается, и с каждым годом все меньше и меньше вспоминают погибший клуб.

Но как-то грустно, что 7 сентября в КХЛ превратился в обычную дату. Все-таки этот день памяти сейчас отняли не у того «Локомотива» - что им сейчас? Не у родственников погибших хоккеистов - для них это число в календаре останется черным навсегда, независимо от того, что думают в КХЛ. Мы его отняли у самих себя: оказалось, что целый день памяти - это слишком большая роскошь для бизнеса под названием хоккей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Очевидцы авиакатастрофы: «Лайнер горел еще в воздухе...»

Самолет Як-42, на борту которого была ярославская хоккейная команда «Локомотив», разбился вчера, едва успев подняться в воздух с взлетной полосы аэропорта «Туношна». Спортсмены летели чартерным рейсом на матч стартующего чемпионата КХЛ с минским «Динамо». На борту находился весь основной состав ярославцев - 35 человек, а также 8 членов экипажа

Прерванный полет

История отечественного хоккея, увы, состоит не только из побед, кубков и медалей. Случались и по-настоящему черные дни. Один из них - 7 сентября 2011 года, когда под Ярославлем разбился Як-42, на котором местный «Локомотив» летел на матч с минским «Динамо». Погибли 25 игроков (еще один хоккеист позже скончался в больнице) и 11 тренеров команды, по праву считавшейся одной из самых ярких в чемпионате. В живых остались лишь те, кто не полетел в Минск, - форвард Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен

Под Ярославлем потерпел крушение самолет Як-42 авиакомпании "Як Сервис", на борту которого находился весь основной состав, тренерский штаб и обслуживающий персонал хоккейного клуба КХЛ "Локомотив" (Ярославль) - всего 45 человек, считая восемь членов экипажа. По последним данным, погибли 43 человека. Обнаружены тела 35 жертв катастрофы. Журналистам удалось пообщаться со свидетелями происшествия.

Чартер направлялся в Минск, где 8 сентября должен был состояться первый матч сезона с местной хоккейной командой "Динамо". Самолет рухнул через несколько минут после вылета из ярославского аэропорта "Туношна", поднявшись всего на 50 - 60 метров. По данным специалистов Росавиации, самолет Як-42 не успел набрать достаточную высоту и врезался в мачту радиомаяка. РИА "Новости" уточняет, что само крушение произошло в 16:02 мск. При падении Як-42 загорелся.

"Видел, как самолет взлетел, накренился на левое крыло и рухнул вниз с высоты не более ста метров. Он ни за что не зацепился, просто было два хлопка. По моему мнению, это отказали движки", - рассказал РИА "Новости" анонимный очевидец, который видел катастрофу со своей дачи за 400 м от места происшествия. Он уточнил, что ЯК-42 резко пошел вниз именно после хлопков.

Другие очевидцы рассказывают, что самолет очень странно летел, видимо, у него были проблемы с системой управления. Они также слышали хлопок и затем черный дым.

Обломки самолета обнаружены в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы возле одного из притоков Волги. Носовая часть фюзеляжа рухнула в реку. На месте крушения . В связи с крушением аэропорт "Туношна" закрыт, сообщает "РБК" .

"Как сообщил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, в момент трагедии самолет развалился на две части и загорелся. Хвостовая часть самолета оказалась в реке, близко к берегу, выглядывая над водой. Метра три с половиной видно. Виден обгоревший сине-белый фюзеляж, - передает корреспондент "Yтра" с места событий. - От места крушения самолета в 300 метрах жилые дома, местная деревня. Очевидцы - жители деревни. Видели падение самолета, был взрыв, столб пламени".

"Я через три минуты подъехал туда. Конечно, было жутко. ... Просто-напросто мы спасали рыбаков, которые сидели на реке. Подъехали катера с рыбаками, вытаскивали... Двух человек на тот берег, на катер посадили, вытащили. Один очень сильно кричал", - рассказал очевидец. Он пояснил, что рыбаки были оглушены ударной волной от взрывов. "Вы сами представляете, что такое полные баки самолетов? Естественно, там взорвалось все, там сгорели близлежащие постройки и все... горели деревья, кусты", - сообщил он.

Дорожные полицейские, дежурившие в момент аварии на трассе рядом с аэропортом, рассказали BBC , что видели пламя "размером с 9-этажный дом". По их словам, самолет упал сразу же после того, как оторвался от земли. А местный житель Евгений рассказал журналистам, что стоял неподалеку, за церковью, и услышал гул взлета, затем - грохот. По его словам, пламя горевшего самолета было выше церкви.

"Я единственное что запомнил - на том берегу вытащили четырех человек в белых майках - это наша команда, потом я узнал, что это наша команда "Локомотив", которую я очень люблю, всегда болел и буду болеть... Это было все, как в страшном сне...", - рассказал анонимный источник.

После катастрофы выжили только бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, нападающий сборной России. Они доставлены в реанимацию городской больницы Ярославля с ожогами и переломами, сообщает Lifenews.ru . Галимов находится в коме, у него обожжено 80% тела. Ему уже проведена одна операция.

Обоих выживших выловили в реке, куда упала часть самолета. По словам очевидцев, из-под обломков Як-42 извлекли еще одного выжившего, но официального подтверждения эта информация не получила. Однако врачи также не исключают, что еще один пострадавший может быть доставлен в областную больницу. "Мальчишки, которые катались на велосипедах, рассказали, что были на месте крушения и видели троих выживших", - сообщил корреспондент телеканала "Россия 24".

Руководства ярославского "Локомотива" в этом самолете не было. "Я сейчас нахожусь в аэропорту. Я не знаю, что сообщают в новостях, но здесь все очень серьезно", - цитирует РИА "Новости" генерального менеджера хоккейного "Локомотива" Юрия Лукина.

Все Як-42 проверит прокуратура

МАК сформировал комиссию для расследования. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"), сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. В свою очередь, генпрокурор Юрий Чайка поручил проверить авиакомпанию "Як-Сервис", чей самолет разбился под Ярославлем. Будут также проверены все самолеты Як-42.

Президент РФ Дмитрий Медведев направляется на место авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, сообщили в пресс-службе Кремля. Он также отменил ряд мероприятий, запланированных в рамках Ярославского политического форума и выразил соболезнования родным хоккеистов и болельщикам клуба.

На место катастрофы по поручению премьер-министра Владимира Путина вылетел министр транспорта Игорь Левитин. Туда же направился первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков. Он принимал участие в мировом политическом форуме, который проходит в Ярославле. На мероприятии официально объявили о трагедии в "Туношне". Вместе с Сурковым на место крушения выехал полпред президента России в ЦФО Олег Говорун.

Причины крушения

Авиалайнер мог упасть либо в результате отказа всех двигателей, либо из-за ошибки экипажа. Такое мнение в прямом эфире "Русской службы новостей" высказал Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он отметил, что Як-42 - очень надежный самолет. Подобные трагедии, по его словам, происходят из-за большой изношенности самолетов: "Ан-24, Ту-34, Як-40, Як-42 - самолеты, изнасилованные эксплуатантами, которым достались от СССР бесплатные самолеты. Самолеты падают и будут падать. Это пока цветочки, потому что самолеты изношены до предела, а взамен нет никаких новых".

Диспетчер аэропорта "Туношна" Арий Новик, который руководил взлетом Як-42, рассказал Lifenews.ru о последних минутах перед катастрофой. По его словам, самолет слишком долго совершал разбег перед взлетом и перешел точку отрыва. Возможно, именно это и стало причиной трагедии.

"Командир запросил взлет, я дал разрешение. После этого он должен был выйти на связь, когда наберет 200-метровую высоту, но он до нее просто не долетел", - рассказал Новик. По его словам, ни о каких проблемах командир судна не сообщал - все шло в штатном режиме.

Новик рассказал, что авиалайнер разгонялся очень долго, видимо, не мог набрать необходимую скорость. Но командир экипажа решил рискнуть и взлететь с одного раза. "Он переехал точку отрыва на ВПП, - говорит диспетчер, - проехал еще несколько десятков метров, выехал на грунт, с которого взлетел. И через долю секунды завалился на левый бок и рухнул".

Cправка

Як-42 - среднемагистральный турбореактивный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х гг. для замены Ту-134. Самолет способен принимать на борт до 120 пассажиров и летать на расстояние до 2,9 тыс. километров. Разбившийся самолет с бортовым номером RA-42434 принадлежал чартерной авиакомпании "Як-Сервис" и был выпущен в 1993 году

Трагедия в хоккейном мире

В связи со случившимся был отменен матч Кубка открытия КХЛ между уфимским "Салаватом Юлаевым" и мытищинским "Атлантом". После первого периода игры президент КХЛ Александр Медведев выступил с обращением, в котором сообщил о трагедии под Ярославлем. Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания. Затем было принято решение не продолжать игру.

"Для меня это шок, и мне сложно подобрать слова. Прежде всего, хотелось принести слова соболезнования родным и близким. Это огромная потеря для них: все ребята молодые, трудяги. И конечно же, потеря для всех болельщиков не только России, но и мира. Все нужно сделать, чтобы сохранить память об этих ребятах, и самое главное - помочь Ярославлю создать команду, которая сможет достойно представлять традиции ярославского хоккея", - сказал в комментарии "Yтру" Вячеслав Фетисов.

Болельщики разных хоккейных команд планируют сегодня вечером собраться на Красной площади в Ярославле, чтобы почтить память хоккеистов "Локомотива", сообщает "Спорт-экспресс".

Ярославский "Локомотив" - один из ведущих хоккейных клубов страны. Основан в 1959 году. Чемпион России 1997, 2002 и 2003 годов. Серебряный призер 2008 и 2009 годов. Бронзовый призер 1998, 1999, 2005. Третье место "Локомотив" занял и в сезоне-2010/2011. В текущем сезоне "Локо", в составе которого много звезд российского и европейского хоккея, являлся одним из фаворитов лиги.

Состав команды (Не является списком погибших ):

Главный тренер "Локомотива" с 2011 г. - канадский специалист Брэд Маккриммон. На этом посту он сменил Владимира Вуйтека.

№57 защитник Аникеенко Виталий Сергеевич, 02.01.1987 Россия
№39 защитник Баландин Михаил Юрьевич 27.07.1980 Россия
№18 нападающий Васюнов Александр Сергеевич 22.04.1988 Россия
№63 нападающий Вашичек Йозеф 12.09.1980 Чехия
№35 вратарь Вьюхин Александр Евгеньевич 09.01.1973 Россия
№11 нападающий Галимов Александр Саидгереевич 02.05.1985 Россия
№38 нападающий Демитра Павол 29.11.1974 Словакия
№20 защитник Дитрих Роберт Генрихович 25.07.1986 Россия
№74 защитник Калимулин Марат Натфуллович 12.08.1988 Россия
№28 нападающий Калянин Александр Игоревич 24.09.1987 Россия
№83 нападающий Кирюхин Андрей Анатольевич 04.08.1987 Россия
№23 нападающий Клюкин Никита Сергеевич 10.11.1989 Россия
№1 вратарь Лив Стефан 21.12.1980 Швеция
№15 нападающий Марек Ян 31.12.1979 Чехия
№32 нападающий Остапчук Сергей Игоревич 19.03.1990 Россия
№4 защитник Рахунек Карел (капитан) 27.08.1979 Чехия
№24 защитник Салей Руслан Альбертович 02.11.1974 Россия
№37 защитник Скрастиньш Карлис Мартинович 09.07.1974 Россия
№69 нападающий Снурницын Павел Сергеевич 10.01.1992 Россия
№13 нападающий Собченко Даниил Евгеньевич 13.04.1991 Россия
№17 нападающий Ткаченко Иван Леонидович 09.11.1979 Россия
№3 защитник Траханов Павел Сергеевич 21.03.1978 Россия
№21 нападающий Чурилов Геннадий Станиславович 05.05.1987 Россия
№52 защитник Шувалов Максим Алексеевич 23.04.1993 Россия
№72 нападающий Ярчук Артем Николаевич 03.05.1990 Россия

"Локомотив" летел в Минск на матч с местным "Динамо", который должен был состояться в четверг в рамках первого тура чемпионата Континентальной хоккейной лиги. Всего на борту находилось 45 человек. Спастись удалось бортпроводнику Александру Сизову и хоккеисту Александру Галимову. Через несколькочасов в СМИ появилась информация, что Галимов скончался в реанимации, однако позже ее опровергли медики.

Выживший в авиакатастрофе нападающий Александр Галимов.

Як-42 принадлежал авиакомпании "Як Сервис". Катастрофа произошло рядом с аэропортом Туношна. Как сообщили в Росавиации, по одной из версий, Як-42 разбился из-за столкновения с антенной маяка, находящейся за пределами взлетно-посадочной полосы. По неизвестным пока причинам воздушное судно не смогло набрать безопасную высоту при взлете, что и привело к столкновению. В итоге самолет развалился на две части, одна из которых рухнула в Волгу.





Об авиакатастрофе уже доложено премьеру Владимиру Путину, который отправил на место крушения самолета главу Минтранса Игоря Левитина. Также на место ЧП направилось руководство ФК "Локомотив", в том числе и генеральный менеджер железнодорожников Юрий Лукин.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 263 УК России - "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".

Ярославский "Локомотив" - один из самых титулованных хоккейных клубов в новейшей истории России. Основан в 1959 году под названием "Торпедо", под которым и выступал до 2000 года, пока не был взят под крыло ОАО "РЖД".

Достижения: чемпион России - 1996/1997, 2001/2002, 2002/2003; серебряный призер чемпионата России - 2007/2008; серебряный призер чемпионата КХЛ - 2008/2009; бронзовый призер чемпионата России - 1997/1998, 1998/1999, 2004/2005; бронзовый призер чемпионата КХЛ - 2010/2011.

Победы в предсезонных турнирах: Мемориал Беляева - 1996; Мемориал Ромазана - 1998, 2000, 2001; Кубок президента Республики Башкортостан - 2002, 2004; Кубок Паюлахти - 2002; Кубок Латвийских железных дорог - 2010, 2011.

Серебряный призер розыгрыша Континентального Кубка - 2003.

Бронзовый призер Кубка Шпенглера - 2003.

Участник (4-е место) финального турнира розыгрыша Евролиги - 1998.

Успехи связаны, прежде всего, с именами российских тренеров Владимира Юрзинова и Петра Воробьева, а также чешского специалиста Владимира Вуйтека, уволенного в апреле нынешнего года по причине невыполнения поставленной задачи.

В мае руководство клуба "подписало" известного канадского тренера Брэда Маккриммона. В заявке команды - 26 игроков, включая вратарей. В основном - это граждане России, но есть также шведы, чехи, словаки, немец, латыш.

Главные звезды "Локомотива"

Ян Марек. Крайний нападающий. Выступал за сборную Чехии. Играл в России с 2003 года. Выступал за команды "Металлург" (Магнитогорск), московский ЦСКА и подмосковный "Атлант". Ярославский "Локомотив" стал его последним клубом.

Карел Рахунек. Защитник. Выступал за сборную Чехии. Стал чемпионом мира в 2010 году, забросив одну из двух шайб в ворота сборной России в финале турнира в Германии. Становился чемпионом России вместе с "Локомотивом" в сезоне 2002/2003.

Йозеф Вашичек. Центральный нападающий. Выступал за сборную Чехии, в составе которой стал чемпионом мира в 2005 году. Также стал обладателем Кубка Стэнли, играя в команде "Каролина Харрикейнз".

Павол Демитра. Выступал за сборную Словакии. Бронзовый призер чемпионата мира-2003. Принимал участие в трех Олимпиадах (2002, 2006 и 2010). В 2010 году занял со сборной Словакии 4-е место на Олимпийских играх в Ванкувере.

Стефан Лив. Вратарь. Выступал за сборную Швеции. Лучший игрок шведской Элитсерии 2008.

Александр Васюнов. В 2011 году перебрался из клуба НХЛ "Нью-Джерси Девилз" в "Локомотив".

Роберт Дитрих. Участник чемпионатов мира 2007, 2010 и 2011 в составе сборной Германии.

Марат Калимулин. В составе молодежной сборной России выиграл бронзовые медали чемпионата мира 2008.

Александр Калянин. Победитель Кубка Первого канала в составе сборной России.

Андрей Кирюхин. Серебряный призер молодежного чемпионата мира 2007.

Никита Клюкин. Чемпион мира среди юниоров 2007. Бронзовый призер молодежного чемпионата мира 2008.

Руслан Салей. Выступал за сборную Белоруссии. Финалист Кубка Стэнли-2003 в составе команды "Анахайм Дакс". Заслуженный мастер спорта Белоруссии.

Карлис Скрастиньш. Выступал за сборную Латвии. С 1998 по 2011 годы играл в НХЛ за команды "Нэшвилл предаторз", "Колорадо Эвеланш", "Флорида Пантерз" и "Даллас Старз". Из НХЛ приехал в "Локомотив".

Даниил Собченко. Чемпион мира 2011 в составе молодежной сборной.

Иван Ткаченко. Серебряный призер чемпионата мира 2002, чемпион России 2002 и 2003.

Павел Траханов. Чемпион Европы-1996 среди юниоров.

Геннадий Чурилов. Серебряный призер молодежного чемпионата мира для игроков не старше 20 лет 2006, 2007.

Главный тренер команды: канадец Брэд Маккриммон. Он руководил командами НХЛ "Нью-Йорк Айлендерз", "Калгари Флэймз", "Атланта Трэшерз", "Детройт Ред Уинг". "Локомотив" возглавил в 2011 году.

Список погибших

Пассажиры:

Аникеенко Виталий Сергеевич
Бахвалов Юрий Алексеевич
Беляев Александр Владимирович
Баландин Михаил Юрьевич
Васюнов Александр Сергеевич
Вашичек Йозеф
Вьюхин Александр Евгеньевич
Дитрих Роберт Генрихович
Демитра Павол
Зимин Андрей Валерьевич
Калимулин Марат Натфуллович
Карповцев Александр Георгиевич
Калянин Александр Игоревич
Кирюхин Андрей Анатольевич
Клюкин Никита Сергеевич
Королёв Игорь Борисович
Кривоносов Николай Иванович
Куннов Евгений Геннадьевич
Кузнецов Вячеслав Михайлович
Лив Стефан Даниэль Патрик
Марек Ян
МакКриммон Брэд Байрон
Остапчук Сергей Игоревич
Пискунов Владимир Леонидович
Рахунек Карел
Сидоров Евгений Владимирович
Скрастиньш Карлис Мартинович
Снурницын Павел Сергеевич
Собченко Даниил Евгеньевич
Ткаченко Иван Леонидович
Траханов Павел Сергеевич
Урычев Юрий Олегович
Чурилов Геннадий Станиславович
Шувалов Максим Алексеевич
Ярчук Артём Николаевич

Соломенцев Андрей Анатольевич, командир
Живелов Игорь Константинович, 2-й пилот
Журавлёв Сергей Васильевич, бортмеханик
Сарматова Елена Александровна, бортпроводник
Максумова Надежда Мурзафаровна, бортпроводник
Шавина Елена Михайловна, бортпроводник
Матюшин Владимир Юрьевич, бортмеханик

Выжившие:

Сизов Александр Борисович, бортпроводник
Галимов Александр Саидгереевич, хоккеист

Неизвестна судьба еще одного хоккеиста "Локомотива" Руслана Салея. СМИ написали, что в самолете его не было, якобы, Салей ждал команду в Минске. Позже МЧС сообщило, что хоккеист числится в списке погибших. В опубликованных списках фамилия Салей не значится.

Авиакатастрофы, в которых погибали спортсмены

Одной из самых трагичных стала авиакатастрофа в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день столкнулись два рейсовых пассажирских самолета Ту-134. В одном из них из Ташкента на матч чемпионата СССР в Минск летела команда "Пахтакор". Вместе с 17 членами клуба в той авиакатастрофе погибли 172 человека.

Еще одна авиакататсрофа унесла жизни 11 талантливейших хоккеистов ЦСК ВВС, их тренера, врача и массажиста. 7 января 1950 года в свердловском аэропорту "Кольцово" потерпел крушение самолёт "Ли-2" ("Дуглас"), на котором хоккеисты вылетели в Челябинск на матч с командой "Дзержинец" (нынешний "Трактор"). Жив остался лишь опоздавший на рейс Всеволод Бобров. Команду ЦСК ВВС собирал сам Василий Сталин.

6 февраля 1958 года в авиакатастрофе погибли 8 футболистов "Манчестер Юнайтед", 3 руководителя команды, 8 журналистов и 2 члена экипажа.

Уже в 2006 году в результате крушения А310 в Иркутске погиб генеральный директор московского хоккейного клуба "Спартак" Вадим Мельков. На должность гендиректора клуба он был назначен за месяц до гибели.

В результате авиакатастрофы в 2011 году под Петрозаводском погиб судья ФИФА Владимир Петтай. Его последний матч национального уровня в качестве судьи стал сотым в карьере, и он смог стать 22-м "сотником" чемпионатов России. Это была игра 13-го тура российского чемпионата между "Рубином" и "Динамо".

Что такое Як-42

Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены Ту-134. Первый полет состоялся в марте 1975 года. Начало эксплуатации - 22 декабря 1980 года. Производился по 2002 год. Всего произведено 188 самолетов. Крейсерская скорость - 810 км/ч. Дальность полета - 2900 км. Число пассажиров - 120.

На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.

По данным на 7 сентября 2011 года, было потеряно 9 самолетов типа Як-42, погибло 562 человека.

Вспоминать об этом тяжело. Но судьбу не изменить. Шесть лет назад в 16.00 в берег реки Туношонка врезался авиалайнер Як-42Д. Так погибла хоккейная команда «Локомотив».

Тот день помню, как сейчас.

Сезон открывался в Уфе, где проходил матч за Кубок открытия между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». За час до игры состоялась пресс-конференция президента КХЛ и спонсоров. Настроение у всех было приподнятым, ведь мы собрались на праздник.
За четверть часа до вбрасывания разошлись по местам. Уткнулись в компьютеры…
И вдруг страшная новость начала расползаться как разлитые чернила на белом листе бумаги.

— Видели? Самолет с «Локомотивом» разбился…

— Да не может быть! Как…

— Вдруг ошибка? Кто-то запустил утку?

— Таких уток не бывает…

— Позвоните кому-нибудь из команды!

Но телефоны глухо молчали. А новости падали. Подробности, факты. Было очень больно.

«В 16.00 под Ярославлем, при взлете из аэропорта „Туношна“…»

Все это творилось в комнатке, где сидят комментаторы. А внизу на льду шла игра. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин красивым щелчком стрельнул от синей линии, забил первый гол сезона.

Там, за стеклом, еще кипела жизнь. Шел хоккей. Может, все-таки нас нелепо разыграли?
Но по трибунам уже пополз холодный шепот. Матч остановили. Возле лавочки хозяев появился бледный Александр Медведев. Никогда не забуду его речь. И представить не могу, как трудно было объявить об этом на весь мир.

— Сегодня произошло страшное горе. Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

Все внутри окончательно перевернулось, полетело куда-то вниз. Многие хоккеисты заплакали, как дети. Их увели в раздевалки.


Игроки «Атланта» поехали в церковь. У них разбился Ян Марек, выступавший в финале прошлого сезона. Так спешно перешел в «Локомотив», что ему не успели вручить серебряную медаль.

Рыдали шведы Фернхольм, Закриссон, Андерссон — погиб их друг Стефан Лив. Словак Радивоевич потерял Павола Демитру. Алексей Ковалев остался без Александра Карповцева, Игоря Королева. Константин Руденко играл за «Локомотив», но в межсезонье переехал в Мытищи. Это его спасло…

Страшно было в Уфе, а Ярославль вообще почернел от беды. Коллегам, кто оказался там, навсегда врезался в память проливной дождь глубокой ночью. И мигалки машин возле морга больницы имени Соловьева, куда привозили обгорелые тела игроков, которых доставали из реки. Шло опознание…

А рядом с «Ареной-2000» выросли холмы цветов. Фотографии ребят, пылающие свечи. Их не мог погасить никакой ливень.


Теплилась надежда, что останется в живых Александр Галимов. Ужасно обгорел, его пытались спасти врачи. Транспортировка в Москву. Но чуда не случилось. Саша ушел спустя пять дней…

Та авиакатастрофа зацепила всех, разломила расползающейся трещиной жизни семей, очень многих людей. В том самолете погибли граждане России, Беларуси, Украины, Швеции, Германии, Чехии, Словакии, Латвии, Канады. Девять стран. И всех объединило общее горе.

Нужно помнить 7 сентября. Вот так, в подробностях. Приезжать на Леонтьевское кладбище в Ярославль. В другие места, где ребята нашли свой последний покой.

Что мы сейчас им можем дать? Только память. И уважение. Так, я представить не могу, почему в Ярославле до сих пор не построена школа имени Ивана Ткаченко, над которой бедный отец капитана «Локомотива» бьется уже много лет. Итоги расследования, почему упал самолет, тоже вызывают вопросы. Трагедия обросла слухами, которые превратились в мифы. Но четкого ответа нет…

Живите ради живых. И не забывайте команду, разбившуюся на взлете в ту черную среду.

Вечная память.


«Локомотив"-2011

Вратари: Александр Вьюхин, Стефан Лив.

Защитники: Виталий Аникеенко, Михаил Баландин, Роберт Дитрих, Марат Калимулин, Карел Рахунек, Руслан Салей, Карлис Скрастиньш, Павел Траханов, Юрий Урычев, Максим Шувалов.

Форварды: Александр Васюнов, Йозеф Вашичек, Александр Галимов, Павол Демитра, Александр Калянин, Андрей Кирюхин, Никита Клюкин, Ян Марек, Сергей Остапчук, Павел Снурницын, Даниил Собченко, Иван Ткаченко, Геннадий Чурилов, Артем Ярчук.

Тренеры: Брэд Маккриммон, Александр Карповцев, Игорь Королев, Николай Кривоносов.

Персонал: Юрий Бахвалов, Александр Беляев, Андрей Зимин, Вячеслав Кузнецов, Евгений Куннов, Владимир Пискунов, Евгений Сидоров.

7 сентября 2011 года ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.

Самолет Як-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5−6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.

В числе погибших были три белоруса: хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук , а также тренер по физподготовке Николай Кривоносов .

В минском издательстве «Медисонт» в сентябре 2012 года вышла книга спортивного журналиста Сергея Олехновича о белорусском хоккеисте Руслане Салее «Просто лучший. Simply the Best ». Правда, ее автор не дожил до выпуска произведения, покинув этот мир 27 июля 2012 года на 45-м году жизни. Он успел сдать книгу в печать и получить сигнальный экземпляр.

25 мая 2014 года во время ЧМ-2014 по хоккею в Минске бывший капитан сборной Беларуси Руслан Салей был (ИИХФ).

Сергея Остапчука и Николая Кривоносова похоронили 11 сентября 2011 года на Кальварийском кладбище столицы . В память о Сергее Остапчуке на его родине в Новополоцке ежегодно проводится юношеский хоккейный турнир.

В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А. В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.

Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.

«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт