Средства контроля в спортивной тренировке. Контроль в подготовке спортсменов Состав измерительной системы

Главная / Инвентарь

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля

Направления контроля

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

Контроль за состоянием внешней среды

Контроль соревновательной деятельности (СД)

Контроль тренировочной деятельности (ТД)

а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

Оперативный

Измерение и оценка показателей на любом соревновании

Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

1. 1 . Средства спортивной тренировки.

Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.

Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:

1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)

2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)

3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)

4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.

Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.



Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.

Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.

Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:

1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).

2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).

3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)

4. Динамические характеристики

4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).

4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.

5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)

6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)

Классификация физических упражнений.

По структуре движений различают 5 видов упражнений:

1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).

2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).

3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).

4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)

5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).

В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:

1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)

2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).

1.2. Контроль в спортивной тренировке.

В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.

Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.

Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).

Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.

Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.

Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.

Контрольные вопросы.

1. Что такое «средства спортивной тренировки»?

2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?

3. От чего зависит эффект физических упражнений?

4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?

5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?

6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?

7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?

8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?

КОНТРОЛЬ В СПОРТЕЭто средство получения информации о
состоянии системы спортивной подготовки
Целью контроля является оптимизация
процесса подготовки и соревновательной
деятельности на основе объективной оценки 1
1)
различных
сторон
подготовленности
спортсмена:(технической,
физической,
тактической,
психологической)
и
функциональных
возможностей
систем
организма спортсменов;
2) различных сторон и условий процесса

Основные задачи контроля

Основные задачи контроля
оценка состояний спортсменов;
оценка уровня их подготовленности;
оценка выполнения планов спортивной
подготовки (по нагрузке и обеспечению) ;
оценка выполнения соревновательной
деятельности;

Требования к контролю

Объективность (достоверность полученной
информации не зависит от контролера);
Информативность(получение максимума
информации при мин. затратах);
Валидность (результат контроля отражает
именно то свойство, которое мы хотим
проверить и оценить);
Доступность (простота процедуры контроля);
Контроль должен быть не разрушающим.

виды контроля:

виды контроля:
этапный (оценка долговременного
тренировочного эффекта (в течение ряда лет,
макроцикла, периода, этапа);
текущий (оценка текущих состояний
(следствие нагрузки серии занятий,
тренировочных или соревновательных
микроциклов);
оперативный (оценка оперативного
состояния, срочных реакций организма
спортсмена на нагрузки в ходе отдельного
тренировочного занятия).

виды контроля:

виды контроля:
Входной(предварительный)
контроль: оценка исходного уровня
подготовленности спортсменов;
Итоговый контроль: оценка уровня
подготовленности спортсменов по
результатам проделанной работы за
определенный промежуток времени
(результаты главных соревнований)

Показатели входного контроля являются
исходными данными для анализа динамики
изменения результатов спортсменов.
По
результатам
итогового
контроля
определяется индивидуальный кумулятивный
показатель конкретного спортсмена и его
рейтинговая оценка.

виды контроля: (по содержанию и направленности)

углубленный;
избирательный и локальный контроль;
в зависимости от применяемых средств и
методов: педагогический (оценка уровня техникотактической и физической подготовленности,
особенности выступлений в соревнованиях,
динамика спортивных результатов);
социально-психологический (особенности
личности спортсмена);
медико-биологический;
комплексный контроль.

Контроль соревновательной деятельности

Выявляет сильные и слабые стороны
подготовленности спортсменов путем
сравнения полученных результатов с
запланированными, а также с
показанными ранее, и с результатами
соперников.

Контроль уровня подготовленности спортсменов

Контроль уровня подготовленности
спортсменов
В техническом плане - объем и разносторонность
техники, степень ее реализации в соревновательной
обстановке и устойчивость к сбивающим факторам.
Этапный контроль показывает изменения в технике,
наступающие в силу кумулятивного эффекта.
Текущий - изменения в отдельных фазах, частях
спортивного движения.
Оперативный - изменения в технике (срочные реакции в
процессе одного занятия)

10. В тактическом плане количественные и качественные составляющие тактического мастерства спортсменов, а также разносторонность, рацион

В тактическом плане количественные и
качественные составляющие тактического
мастерства спортсменов, а также
разносторонность, рациональность и
эффективность тактических действий.

11. Контроль физической подготовленности

Оценка уровня ОФП (необходимый уровень
физического развития и гармоничного развития
всех физических качеств);
оценка уровня развития специальных
физических качеств определяющих спортивный
результат. (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных качеств, гибкости,
выносливости, "взрывной" силы и др.).

12. Контроль состояния функциональных систем

Оценка ССС, дыхательной, ЦНС, ОДА,
сенсорных систем, обмена веществ и др.;
Оценка резервов функциональных систем;
Выявление лимитирующих звеньев.

13. В психологическом плане

В психологическом плане
Оценка личностных и морально-волевых качеств, обеспечивающих
достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях;
стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников
высокой квалификации, умение показывать высокие результаты на
главных соревнованиях;
сосредоточенность внимания в связи со спецификой вида спорта и
различных соревновательных ситуациях;
способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в
ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
степень восприятия параметров движений, способность к
психологической регуляции мышечной координации, восприятию и
переработке информации;
возможность анализаторской деятельности, сенсомоторных реакций,
пространственно-временной антиципации,
способность к формированию опережающих решений в условиях
дефицита времени и др.

14. Теоретическая подготовка

оценка уровня специальных знаний:
по избранному виду спорта (правила соревнований,
регламента соревнований, особенности инвентаря и др.);
по организации и проведения спортивной тренировки,
психофизиологических реакций организма спортсменов на
нагрузки, связанные с их тренировочной и соревновательной
деятельностью;
биомеханических характеристик спортивных движений
и т.д.

15. Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в управлении спортивной тренировкой

Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в
управлении спортивной тренировкой

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях .

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта .

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах .

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях .

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники .

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

Показатели для проверки физического развития футболистов.

Рассмотрим, теперь на конкретных примерах методы контроля, применяемые в спортивной тренировке.

Контроль в спорте — это прежде всего контроль за физическим состоянием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на тренировочных занятиях.

Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Поэтому контроль за физическим состоянием, по существу, сводится к контролю этих трех показателей.

Оценить уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Подробная методика таких измерений достаточно полно описана в руководствах по врачебному контролю. Отметим здесь лишь то, что показатели телосложения особенно информативны у юных (до 16—17 лет) и мало подготовленных футболистов. На этих группах спортсменов можно проследить, как изменяется уровень телосложения под влиянием разной по величине и характеру физической нагрузки. У взрослых квалифицированных спортсменов показатели уровня телосложения могут косвенно указывать на степень развития двигательных качеств человека. Так, например, абсолютные показатели силы и силовой выносливости оказываются большими у футболистов большого веса и роста. В то же время такие спортсмены обладают меньшими возможностями в работе, выполняемой в чисто аэробных условиях и т. п.

Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при периодическом (поэтапном) контроле. Применять их в качестве тестов текущего или оперативного контроля нецелесообразно, так как большинство из них практически не изменяется под влиянием одного или серии тренировочных занятий.

В настоящее время для проверки физического развития футболистов используются такие показатели:

1) длина тела, 2) вес тела, 3) длина ног, 4) размер стопы, 5) жировая масса, 6) мышечная масса, 7) соотношение между жировой и мышечной массой.

Измерение этих показателей несложно, и при хорошей подготовленности исследователя может быть проведено в течение 5—7 мин.

Информация о размерах тела футболиста, и особенно о соотношении его жирового и мышечного компонентов, может достаточно точно указывать на преимущественное преобладание энергопроизводства во время работы, на динамику адаптации к тренировочным нагрузкам и т. п.

Состояние здоровья может оценить только врач. Его информация чрезвычайно важна, и тренер должен всегда учитывать медицинские рекомендации.

Степень развития двигательных функций внешне проявляется в уровне развития двигательных качеств, которые могут быть измерены по результату в соревновательном упражнении. Однако учитывая, что на этот результат влияют и другие виды подготовки спортсмена (техническая, волевая и т. п.), а также то, что результат в футболе точно измерить вообще невозможно, следует признать такой способ оценки весьма приблизительным. Оценка может производиться и по результату выполнения какого-либо элемента соревновательного упражнения. Так, для измерения уровня силовых качеств футболиста можно измерить силу (или градиент силы) в момент отталкивания. Наконец, третий способ оценки уровня физической подготовленности связан с использованием контрольных упражнений, т. е. тестов. Главное требование при этом заключается в том, чтобы тесты были технически очень простыми. Только тогда результат в контрольных упражнениях будет обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Уровень развития двигательных качеств футболиста целесообразно измерять при помощи следующих тестов:

1. Бег на 15 м со старта — для оценки способности быстро стартовать («стартовая» скорость).

2. Бег на 15 м с ходу — для оценки уровня развития максимальных скоростных возможностей («дистанционная» скорость).

Известно, что соотношение между стартовой и дистанционной скоростями может быть самым разным, но в целом зависимости между ними нет. Это означает, что футболист, имеющий лучшие показатели в беге на 15 м со старта, может оказаться последним в беге на 15 м с ходу. Другими словами, одна сторона скоростных способностей у футболиста развита хорошо (способность к быстрому старту), а другая — плохо. Поэтому в тренировочных занятиях, контролируя скоростные возможности подопечных, тренер сможет четко определить, в каком направлении надо продолжать работу по совершенствованию столь важного компонента подготовленности футболиста, как быстрота бега.

3. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами,— для оценки прыгучести.

4.Степ-тест — для оценки выносливости.

Для оценки этого же качества применяются такие тесты, как максимальное потребление кислорода (МПК) и максимальная анаэробная мощность (МАМ).

Оценивать ловкость футболистов с помощью специальных тестов довольно трудно. Прежде всего потому, что трудно подобрать тест, который бы реально воспроизводил действительные игровые ситуации.

Для весьма приближенной оценки того, что мы условно называем ловкостью (или координационными способностями), можно использовать тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определенные величины силовых, пространственных и временных характеристик движения (например, прыгнуть вверх на высоту, равную 26—50% от максимальной, послать мяч на 10, 15, 20 м и т. п.).

Техническое мастерство спортсмена можно оценить несколькими путями. Наиболее простой из них — это визуальная оценка техники движений (на глаз). В некоторых видах спорта такой способ остается до сего времени единственным. Так измеряют техническое мастерство в футболе, гимнастике, акробатике, фигурном катании и некоторых других видах спорта. Однако о техническом мастерстве футболиста лучше всего говорят следующие показатели (по В.М. Зациорскому):

1. Объем техники, или количество действий (приемов), которые может выполнить спортсмен.

2. Разносторонность действия, т. е. то, насколько используемые игроком движения (приемы) разнообразны.

3. Эффективность техники движений.

Показатели объема техники важны по двум причинам. Во-первых, они тесно связаны с уровнем развития двигательных качеств. Это значит, что чем большим количеством движений владеет спортсмен, тем он сильнее, быстрее и выносливее. Во-вторых, большой объем техники дает спортсмену, владеющему им, определенные преимущества перед соперником. Он может выиграть поединок, применив прием, на который у соперника нет соответствующего контрприема.

По предложению Ю. А. Морозова в футболе объем техники оценивают по следующим показателям: короткие и средние передачи назад и поперек поля, короткие передачи вперед, длинные передачи, отбор, перехват, игра головой, удары в ворота, штрафные и угловые удары. Все эти приемы выполняются футболистами в игре, и количество их колеблется от 600 до 1000. Предполагают, что если команда за игру выполнила 800—900 приемов, то активность ее была на высоком уровне. Заметим, правда, что в каждом конкретном случае нужно тщательно анализировать слагаемые этой суммы. Может оказаться так, что прирост в объеме был достигнут за счет бесцельного и длительного розыгрыша. Поэтому во всех случаях стенографический анализ игры должен дополняться качественным анализом тренера.

То же самое можно сказать и о таком показателе технического мастерства, как разносторонность техники. Этот показатель характеризует разнообразие двигательных навыков. Предположим, что у спортсмена большой объем техники, но почти все упражнения, которыми он владеет, однообразны. Например, используются только приемы защиты или только приемы нападения. В этом случае выиграть поединок с соперником с разносторонней техникой очень трудно. Спортсмен, о котором можно сказать, что он разносторонне технически подготовлен, обладает, как правило, не просто высоким уровнем двигательных качеств, но гармоничным их развитием. Кроме того, во время соревнований такой спортсмен практически всегда «навязывает» свою тактику сопернику, контролируя его действия разнообразными ответами.

Один из способов оценки эффективности — это сопоставление спортивного результата с потенциальными возможностями спортсмена. В данном случае они определяются уровнем развития двигательных качеств. Обычно сопоставляются результаты в двух упражнениях: в технически сложном и технически простом, которые требуют проявления одних и тех же двигательных качеств. Например, оценивается разница между результатами в беге на 20 м и при выполнении того же бега, но с ведением мяча.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности техники в футболе — вычисление коэффициента эффективности (КЭ), который рассчитывается как отношение правильно (безошибочно) выполненных приемов ко всем приемам. При этом в зависимости от целей расчета КЭ он может быть обобщенным или частным. Обобщенный КЭ рассчитывается сразу для всех приемов, которые выполнял футболист в игре. Например, Ф. Беккенбауэр в матче чемпионата мира 1974 г. выполнил за игру 117 приемов и только в 7 допустил ошибку. Его обобщенный КЭ = 0,93. В этой же игре спортсмен сделал 33 ведения и ни разу здесь не ошибся; 6 перехватов, из которых два — с ошибкой. Частные КЭ: для ведений = 1,0, для перехватов = 0,66.

Коэффициенты эффективности для игроков различных амплуа различны. У защитников хорошим КЭ считается 0,85, у полузащитников — 0,75—0,80, у нападающих — 0,65—0,70.

После того как оценены физическое состояние спортсмена и его технико-тактическое мастерство, можно приступать к планированию тренировочной работы.

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт