Гонка Ле Ман. Самые яркие моменты истории

Главная / Питание 

Русская история «24 часов Ле-Мана» в ХХ-м веке достаточно коротка, но отнюдь не так безрадостна, как может показаться. Так в 1931 году наш соотечественник, русский эмигрант Борис Ивановский, после революции уехавший из России и выступавший уже под знаменами Франции, занял в легендарном марафоне второе место. Французский россиянин (хотя команда под его фамилией была заявлена под французским триколором, на гонку он вышел под русским флагом), на счету которого уже была победа в 24-часовой гонке в Спа в 1928 году, стартовал в Ле-Мане в паре с французом Анри Штоффелем за рулем огромного 7-литрового Mercedes-Benz SSK - самого мощного (более 250 л.с.), но и самого тяжелого (около 1700 кг) автомобиля, представленного в той гонке.

В «Ле-Мане» 1931 г. Ивановский и Штоффель выступали под №1, однако на финише их тяжелый и мощный Mercedes-Benz SSK c 7-литровым мотором оказался лишь вторым, уступив куда более скромной, легкой и экономичной Alfa Romeo 8C2300

Хотя на финише «24 часов Ле-Мана» Борис и Анри все же уступили куда более скромной 2,3-литровой Alfa Romeo 8C2300 лорда Хоу и Генри Бэкина, тем не менее это второе место в абсолютном зачете Ле-Мана, наряду с триумфом в Спа и победой на Гран При Северной Ирландии в 1929 году, стало одним из самых значимых событий в карьере Ивановского. В принципе, исходя из современных методов классификации можно даже сказать, что Ивановский и Штоффель выиграли тогда «Ле-Ман» в классе автомобилей с объемом двигателя 5001-8000 куб. см. К сожалению, о дальнейшей судьбе самого Бориса известно очень мало, вернее, почти ничего: через пару лет после старта в Ле-Мане Ивановский бесследно растворился в туманном лихолетье предвоенной Европы. А наша страна на долгие годы утратила всякую связь со знаменитым марафоном.

Борис Ивановский (слева) и Анри Штоффель принимают поздравления со вторым местом после финиша суточного марафона. Ле-Ман, 14 июня 1931 г

Следующая возможность пробиться в Ле-Ман с собственным автомобилем появилась у нас лишь в 2000-2001 годах. Тогда по заказу первого российского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова группа инженеров команды «Арден-Россия» во главе с Ником Васом, ранее участвовавшим в работах над знаменитыми Jaguar XJR, разработала проект российского спортпрототипа самого престижного в то время гоночного класса LMP900. Однако денег на постройку этой машины Маслову в России тогда найти так и не удалось, и проект остался реализованным лишь на бумаге. Тем не менее у самого Виктора шанс стать первым россиянином в Ле-Мане все-таки оставался.

В конце 90-х пилот «Арден-России» Виктор Маслов стал одним из инициаторов создания первого русского прототипа для «Ле-Мана»

В конце 2001 года знаменитая британская фирма Дэйва Ричардса Prodrive заключила контракт с Ferrari на участие нескольких «гарцующих жеребцов» 550 Maranello класса GTS в «24 часах Ле-Мана». Причем один из экипажей планировали набрать из пилотов, представлявших исключительно Восточную Европу. Свое согласие на выступления в «восточной связке» дал Томаш Энге (в то время – главная надежда чешского автоспорта), туда же пригласили и Маслова. Чтобы войти в экипаж Prodrive, Виктору нужно было собрать лишь 100 тысяч фунтов - мелочь по современным меркам Ле-Мана. Да и в те времена – сумма вполне приемлемая. Увы, но и этих денег в России не нашлось, так что дебют россиян в Ле-Мане третьего тысячелетия состоялся лишь двумя годами позднее, когда покорять кольцо Сарте отправились Алексей Васильев и Николай Фоменко, а год спустя к ним присоединился Сергей Злобин.

Проект открытого прототипа LMP900 Ника Васа остался не реализованным: найти необходимые инвестиции в России Маслову так и не удалось

Всего за последнее 10 лет в «24 часах Ле-Мана» приняли участие более десятка наших пилотов, а в прошлом году российская «конюшня» SMP Racing с Виктором Шайтаром и Алексеем Басовым даже выиграла в младшем классе LMGTE Am. В нынешнем сезоне за победу в Ле-Мане поборются пятеро россиян, причем впервые все они будут стартовать на спортпрототипах класса LMP2.

“Большую корону” автомобильного спорта следовало бы назвать “Большим трезубцем”: в нее входят три великие гонки - Инди 500, Гран-При Монте-Карло и марафон 24 часа Ле Мана. Две из них уже отгремели, а дата проведения третьей - эти выходные, 15-16 июня . Что следует знать перед началом просмотра ее трансляции?

Трасса Сарт@

Трассу, по которой проходит легендарная гонка 24 часа Ле Мана , нельзя назвать автодромом в привычном понимании этого слова: часть вытянутого в гигантский овал маршрута пролегает по обычным дорогам между населенными пунктами Ле Ман, Мульсан и Арнаж, давшими название поворотам. Собственно автодром (речь идет о построенном в 1965 году треке Bugatti au Mans) является лишь малой частью более чем 13-километрового кольца “большого Ле Мана” - что не помешало ему принять в 1967-м единственную гонку Формулы-1.

Впрочем, сама трасса 24-часового марафона тоже получила собственное имя, о правильном произношении которого поклонники гонки спорят уже много лет. На французском ее называют Circuit de la Sarthe , и поборники чистоты произношения никак не могут договориться о едином произношении: Сарт (созвучно названию регионального департамента), Сарта (по имени реки неподалеку) или Сартэ (самый очевидный, но определенно неверный вариант ).

Несмотря на фиксированную длину одного круга, продолжительность гонки ограничивается только временем: в зачет идет расстояние, которое лидер промчит за 24 часа. Рекорд же дистанции - 5410 км - установлен в 2010 году.

Прямая Мульсан

Самая известная часть большого лемановского овала - почти прямой и без малого шестикилометровый участок трассы Route Nationale 138, ведущий к городку Мульсан. Несмотря на явно выраженный кочковатый рельеф местности, мощные лемановские прототипы разгонялись на прямой Мульсан до огромных скоростей. В 1988 году рекорд максимальной скорости здесь установил прототип WM : почти 406 км/ч !

Однако холмики и крутой правый поворот в конце прямой на развязке Мульсан представляли серьезную проблему для прижимной силы и торможения болидов, и после ряда инцидентов FIA вообще запретила использовать при организации гоночных мероприятий прямые длиннее 2 км. В итоге легендарный прямик Мульсан был разделен двумя шиканами , которые вынуждают участников гонки сбрасывать скорость и оттормаживаться для выполнения маневра.

Старт бегом

Процедура старта круглосуточного марафона 24 часа Ле Мана - сама по себе отдельная традиция. Правда, до наших времен добралась разве что отмашка на линии старта французским триколором. А до 1962 года все было совсем иначе: автомобили располагались под стеной трека на стартовой прямой (машины с большим объемом двигателя - впереди), водители выстраивались на противоположной обочине и по сигналу бежали к своим болидам сломя голову.

Затейливая процедура сказалась на многих нюансах автомобильного спорта: так в Porsche из-за этого решили устанавливать личинку замка зажигания слева - чтобы пилот, запуская мотор левой рукой, правой “втыкал” первую передачу. А великий гонщик-новатор Стирлинг Мосс разработал собственную процедуру: он запускал двигатель уже с включенной передачей и проезжал первые метры гонки на стартере. Естественно, на ремни безопасности пилотам рук и времени не хватало, из-за чего в начальной стадии марафона часто случались фатальные аварии.

Переломить ситуацию решил не менее великий бельгиец Жаки Икс : на старте гонки 1969 года он не побежал к своей машине, а степенно прошествовал через трассу (и чуть не был сбит рванувшей с места машиной соперника), сел за руль, пристегнул ремень безопасности и только после этого тронулся с места. На первом же круге той гонки в аварии погиб Джон Вулфи на 917. А Жаки Икс финишировал первым.

Пит-стопы

Остановки для дозаправки и смены пилотов - обязательный пункт программы гоночного марафона продолжительностью в целые сутки. И попытки “сэкономить” тут часто выходят боком (об этом - ниже). Опытные же и слаженные гоночные коллективы пит-стопов не боятся: главное чтобы машину не пришлось чинить в боксах на протяжении часов (это тоже допускается правилами). При этом победа не обязательно достается тому, кто заезжал в гаражный переулок реже других: в 2013 году экипаж , выигравшей гонку в Лемане, совершил за сутки 34 пит-стопа, хотя ближайшие преследователи на Toyota побывали на пит-лейн всего 30 раз. Но продули.

Аварии

Высокие скорости, огромное физическое и моральное напряжение пилотов с механиками, а также продолжительные нагрузки на технику - не самые идеальные обстоятельства для мирной поездки с друзьями по французской глубинке. К сожалению, изматывающий марафон Ле Мана не раз приводил к тяжелым авариям на трассе. Некоторые из них - вроде живописного взлета прототипа CLR под управлением Марка Уэббера (а затем и его напарника Питера Дамбрека) в 1999 году - били разве что по репутации команды.

Другие - как столкновение Энтони Девидсона с “прозевавшим” приближение скоростного прототипа пилотом Перрацини в 2012-м или грандиозный полет Алана Макниша в 2011-м, - заканчивались гипсом и длительной реабилитацией для пилотов. И все же 24 часа Ле Мана унесли немало жизней: последней (надеемся, действительно последней) трагедией Circuit de la Sarthe стала гибель датчанина Аллана Симонсена на 3 круге марафона в 2013 году.

Трагедия

Пожалуй, самый страшный инцидент за всю историю гонки 24 часа Ле Мана, унесший жизни 82 зрителей , одного пилота, и искалечивший еще 120 человек, произошел в 1955 году. Его невольным автором стал французский пилот Пьер Левег, прославившийся своей попыткой проехать суточный марафон Ле Мана без смены . В 1952-м это ему почти удалось: проведя 23 часа за рулем, Левег потерял бдительность и ошибся с переключением передачи, загубив двигатель своего автомобиля.

В 1955-м Левег (настоящее имя гонщика - Пьер Буаллен ) выступал в Ле Мане за рулем гоночного SLR, построенного на сверхлегком каркасе из сплава магния, но оборудованного еще барабанными тормозами. Последний факт и стал одной из причин печального инцидента: на 35 круге гонки Левег из-за поднявшейся пыли не смог своевременно разглядеть и оттормозиться - или хотя бы объехать - внезапно замедлившийся Хоторна (британский автомобиль имел намного более эффективные дисковые тормоза и пытался в последний момент повернуть на пит-стоп).

Мерседес Левега взлетел в воздух, вдребезги разбился о земляную насыпь, а обломки автомобиля унеслись в толпу зрителей… Последствия этого трагического инцидента были многочисленными и разноплановыми - от ухода заводской команды из Ле Мана на многие десятилетия и официального пересмотра требований по безопасности автоспортивных сооружений до запрета автомобильных гонок во Франции, Германии, Испании и Швейцарии. В Швейцарии полный запрет действует до сих пор , хотя предложения о послаблении ограничений там звучат уже не впервые.

Боевая раскраска

Ливреи гоночных автомобилей, часто обусловленные пожеланиями спонсоров команды, достойны отдельного и долгого разговора. Хотя удержаться от упоминания особо выдающихся образцов сложно. К особо выдающимся образцам мы однозначно относим “макияж” болида 917/20, который на марафоне 1971 года получил прозвище Pink Pig (“Розовая хрюшка”) за скандальную “разметку” частей свиной туши на розовом кузове (идея дизайнера Porsche Анатоля Лапена).

Процветает в кругах участников Ле Мана и популярность высокого абстрактного искусства: за оформление гоночных болидов BMW для марафона брались художники Рой Лихтенштейн (1977), Энди Уорхол (1979) и Джефф Кунс (2010). В том же 2010-м пилот Даррен Тернер заказал немецкому художнику Тобиасу Ребергеру раскраску своего Vantage GTE, которая буквально не давала сфокусировать на машине взгляд.

Инновации

Мы не напрасно упомянули о том, что барабанные тормоза стали одной из причин грандиозной аварии в Ле Мане 60 лет тому назад. Автомобильные гонки всегда заставляли разработчиков шевелить мозгами, создавая более надежные, эффективные и выносливые системы для автомобилей .

Лучшего полигона для испытаний чего-то новенького, чем убийственный для техники круглосуточный марафон, придумать просто невозможно. К тому же, гонку в Ле Мане не напрасно называют “Испытанием на выносливость и экономичность ”: эксперименты в области аэродинамики и экономичности силовых установок здесь не прекращаются никогда.

В 1963-м на старт Ле Мана вышел экспериментальный Rover с газотурбинным мотором, в 1970-м дебютировала Mazda с роторным двигателем Ванкеля (и в 1991-м году роторная Mazda 787B все-таки выиграла гонку)... Дизельный двигатель впервые приехал сюда в 1949 году на автомобиле Delettrez Special, однако большого успеха не снискал.

Так что по-настоящему успешными выступления дизельных машин в Ле Мане стали благодаря двигателям . С 2009 в гонке разрешено участвовать гибридным автомобилям с системами рекуперации кинетической и тепловой энергии, а уже в 2012-м гонку впервые выиграл гибридный Audi R18 e-tron.

Мистер Ле Ман

За долгие годы участия в марафоне, гонку в Ле Мане выигрывали многие автопроизводители - но самым успешным брендом является, пожалуй, Porsche . На счету компании из Цуфффенхаузена 18 побед, причем семь из них были завоеваны подряд в конце 80-х. На втором месте - Audi с 13 победами. А среди прочих достижений парней из Ингольштадта - и личный рекорд по числу побед в Ле Мане, который принадлежит датчанину Тому Кристенсену . Приглашенный для срочной замены травмированного пилота в команду Team Joest, которая в то время использовала болид TWR Porsche WSC-95, Кристенсен выиграл первый же в своей карьере Ле Ман.

Общий же список его побед в круглосуточном марафоне насчитывает 9 пунктов , причем шесть раз (с 2000 по 2005 годы) Кристенсен выигрывал подряд. За выдающиеся успехи Том получил прозвище “Мистер Ле Ман”. А вот нашему старому знакомому Жаки Иксу за 6 побед в марафоне присвоили звание почетного гражданина города Ле Ман . В настоящее время ни Кристенсен, ни Икс в марафоне уже не принимают участия, так что определенный шанс у молодежи все-таки есть…

Шампанское на подиуме

Знатоки истории гонки 24 часа Ле Мана настаивают на том, что традиция устраивать “душ из шампанского ” на подиуме родилась именно здесь. И именно в 1967 году, когда гонку выиграли американцы Дэн Герни и Эй Джей Фойт . Как позже рассказывал сам Герни, он решил откупорить подаренную ему на подиуме бутыль шампанского специально для того, чтобы окатить стоявших неподалеку “крутых перцев” - Генри Форда-младшего (президента Ford Motor) и владельца команды Shelby Кэррола Шелби с их женами.

Дескать, перед стартом марафона те крайне иронично высказывались о шансах Герни-Фойта на финиш - не говоря уже о победе. Быль это или байка - неизвестно. Как бы то ни было, фотография с Дэном Герни, увлеченно поливающим кого-то за кадром брызгами шампанского, - перед вами.

Название этого города на слуху у каждого, кто хоть немного интересуется автомобильным спортом. «24 часа Ле-Мана» - знаменитейшая гонка на выносливость, самая старая из всех, проводится здесь с 1923 г. Но Ле-Ман - это не только автомобили. Это ещё и крупнейший город Франции со славным историческим прошлым. Здесь сохранились уникальные постройки галло-римской эпохи, подобных которым нет во всей стране, интересный Старый город, древние здания и лабиринт старых городских стен.

Как добраться до Ле-Мана

Аэропорт Ле-Мана расположен прямо за трассой Сарта, совсем рядом с городом. Поездом TGV можно доехать до Ле-Мана из Лиона, Нанта, Ренна и Парижа. Также из столицы в Ле-Ман ходят автобусы.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Ле-Ману)

Немного истории

Основали город галлы, со времён которых здесь остались куски городских стен 3 века. В 11 веке Ле-Ман захватил Вильгельм Завоеватель, а в Средневековье город был столицей графства и относился к английским владениям. Здесь был похоронен первый король из династии Плантагенетов, и здесь же родился Генрих II Плантагенет.

Развлечения и достопримечательности Ле-Мана

Многих туристов Ле-Ман удивляет своим богатым галло-римским наследием. Туристический офис расположен на расстоянии небольшой пешей прогулки от импозантной площади Республики, на улице л’Этуаль. Здесь можно, в том числе, купить билеты для посещения гоночных трасс в дни проведения чемпионатов.

Гонки в Ле-Ман

Главная архитектурная и историческая достопримечательность Ле-Мана - собор Св. Юлиана, который начали строить ещё в галло-римские времена. На базе старой постройки позднее возвели готическую и даже не одну. Сегодня самые старые из сохранившихся соборных построек датируются 11 веком. И хотя снаружи собор выглядит несколько неестественно в силу приближающегося к нему вплотную урбанистического пейзажа, внутри можно полюбоваться потрясающей красоты витражами, не уступающими оным в Шартрском соборе. Кроме того, очень привлекательна резная дверь южного входа и фрески в интерьере.

3 вещи, которые нужно сделать в Ле-Мане:

#Проехать по тоннелю, который соединяет площадь Якобинцев с мостом Иссуа, увидеть любопытную подсветку и интригующий монумент, поставленный здесь пионеру авиации, Уилбуру Райту.
  1. Увидеть Менир - большую скалу из песчаника, которая стоит у берега реки. Этот камень стоит тут уже 5 тыс. лет и видел ещё кельтов.
  2. Побывать на Ночи химер.

Если спуститься по лестнице от собора, вы окажетесь в Старом городе, а точнее - прямо на рыночной площади (рынок проходит по пятницам). Этот район отлично сохранился, здесь можно вдоволь налюбоваться узкими улицами и красивыми домами с палисадниками, посидеть в аутентичных ресторанчиках и заглянуть в сувенирные лавочки. Прелесть Старого Ле-Мана в том, что он не упоминается в туристических справочниках, так что большинство приезжих и знать не знают о его существовании. Поэтому здесь даже в сезон немноголюдно. Целенаправленно обойти Старый город можно за час-полтора, а неспешно - провести здесь полдня.

Летом в Старом городе можно побывать на завораживающем бесплатном аттракционе - Ночи химер. После того, как садится солнце, здесь устраивают световое шоу: на старые римские и соборные стены проецируют красочные и разнообразные изображения ангелов, святых, фантастических тварей и так далее.

Близ старого входа в собор находится цистерцианский монастырь л’Эпо, который был основан в первой половине 13 века супругой короля Ричарда Львиное Сердце, Беренгарией. Королева жила здесь после смерти мужа и похоронена тут же. Аббатство перестраивалось в 15 веке и с тех пор дошло до наших дней в почти неизменённом виде.

Наиболее древняя постройка на территории города - галло-римские стены 3 века, общая протяжённость которых составляет около 1 300 м. Здесь сохранилась даже дюжина башен с геометрическим чёрно-белым рисунком. А прежние римские термы на нынешней улице Ростова, которые датируются тем же временным периодом, были открыты только в 1980 г. Сейчас посетители могут походить по ним с экскурсией и осмотреть выставку, организованную Высшей школой изящных искусств.

Прогулки по Ле-Ману

Церковь Нотр-Дам-дю-Пре была выстроена на месте, где похоронен Святой Юлиан, но затем полностью реконструирована в 11 и 12 веках. Здесь особый интерес представляют прекрасные витражи 20 века, которые заменили оригинальные, уничтоженные во время Второй мировой войны. Привлекателен и церковный садик. А другая церковь Богоматери, Нотр-Дам-де-ля-Кутюр, представляет собой в архитектурном смысле столь любимую туристами классическую готику. Основанная в 6 веке бывшая монастырская церковь сохранила и витражи, и резные каменные украшения, и саван Святого Бернарда 9 века, и впечатляющую крипту.

В сентябре на улице Освобождения проходит Луковая ярмарка. В это время в Ле-Мане можно попробовать луковый суп, луковый тарт, луковый хлеб и луковое много что ещё.

В Ле-Мане на самом деле не одна, а несколько гоночных трасс. Главная - трасса Сарт, которая и используется для проведения «24 часов». Часть трассы составляют общественные шоссе, так что, когда соревнования не проводятся, любой может проехаться по кусочку знаменитого маршрута (достаточно ехать из Ле-Мана на юг, по направлению к Туру). А на короткой трассе Бугатти проходит чемпионат МотоGP и различные французские клубные состязания.

В грандиозном киношедевре «Мужчина и женщина» герой Трентиньяна попадает в аварию именно в ходе гонки «24 часа Ле-Мана».

Знаменит город и своими тематическими развлекательными парками. В аквацентре «Атлантида» взрослых и детей ждет множество бассейнов и горок, тобогганы, джакузи, сауны и пляж. В «Папеа-сити» - антураж Дикого Запада и множество американских горок, а также небольшая ферма с животными, катание на лодках в парковом озере и модельная железная дорога.

В городе есть несколько музеев, достаточно интересных. В автомузее Сарта, что на краю трасс Бугатти и Сарта, можно осмотреть обширную коллекцию транспортных средств. Здесь отражена самая ранняя история мотогонок, есть коллекция из 150 авто начала 19 века и гоночные машины знаменитейших пилотов прошлого и настоящего. В числе развлечений, предлагаемых музеем, - симулятор скоростного трека. Зелёный музей со множеством экспозиций, посвящённых натуральной истории, владеет 2 тыс. экспонатов животных. А в музее воды можно увидеть большие аквариумы и модели экосистем местных рек.

Музей Тессе - едва ли не самый известный в городе; он занимает бывший епископский дворец. В музее выставлены картины и артефакты времён Древнего Египта, а также панель гробницы Жоффрея Плантагенета 12 века. А в музее королевы Беренгарии, который расположен в одноимённом особняке и двух примыкающих к нему средневековых зданиях, хранится впечатляющая коллекция предметов искусства: картин, керамики, стеклодувных изделий и мебели.

Окрестности Ле-Мана

Местоположение Ле-Мана в долине Луары делает его отличной базой для того, чтобы исследовать различные небольшие городки и деревни вокруг. Отсюда удобно съездить на день в Анже, Сомюр или Тур .

Примерно в 40 км строго на юг от Ле-Мана расположен замок Ле Люд - одна из бесспорных жемчужин в короне замков Луары. Это невысокий ренессансный дворец, удивительно аккуратный, симметричный и чёткий. Он был построен в 10-11 веках, сперва из дерева. Сначала замком владели графы Анжуйские, затем, в 15 веке, его получил маршал Рец, который помог отбить Ле Люд у англичан. Во время Французской революции замок был уничтожен почти целиком, но в 19 веке наследники последней хозяйки, маркизы де Вьевиль, приступили к реставрации. Сегодня замком по-прежнему владеют потомки этой фамилии, но осмотреть его туристы могут.

Ле-Ман (Франция) - самые главные достопримечательности с фото и описанием. Подробная информация о городе и интересные маршруты по Ле-Ману на карте.

Город Ле-Ман (Le Mans)

Ле-Ман - город на западе Франции, расположенный на берегах реки Сарт в долине Луары, который был известен еще с галло-римских времен. Ле-Ман также является административным центром департамента Сарт. Это довольно крупный город, в котором проживает более 140 тыс. человек.

Ле-Ман - это город истории и искусства, это 20 гектаров старинных мощенных улиц и множество исторических зданий и достопримечательностей. В архитектуре города сплелись разные архитектурные стили: готика, романский стиль, ренессанс. Здесь отлично сохранились достопримечательности времен Римской империи и Средневековья.

Река Сарт - главная водная артерия Ле-Мана. Именно здесь, на правом берегу реки, после победы над галлами Цезарь основал город, ставший центром всего региона. Рекомендуем прогуляться по парку ILE AUX PLANCHES PARK, посмотреть на Port du Mans (речной порт).

Ле-Ман - один из самых зеленых городов Франции. Здесь даже в историческом центре достаточно много парков и зеленых насаждений. Многие парки насчитывают несколько веков своего существования.

География и климат

Климат города во многом определен близостью океана. Здесь довольно часто идут дожди. Летом здесь тепло. Зимой возможны небольшие морозы, часто выпадают осадки, но в целом зима мягкая.


История

Первые поселения на месте Ле-Мана существовали еще со времен неолита - более 4 тыс. лет назад. В 1 веке до нашей эры здесь существовал крупный галльский город, который был завоеван римлянами в 56 году до н.э.

Римляне принесли в город цивилизацию: построили бани, форум, проложили акведуки и окружили город крепкой стеной, фрагменты которой сохранились до наших дней.

В 5 веке с развалом могучей Римской Империи Ле-Ман завоевали франки. С этого времени Ле-Ман становится важным город французского королевства.


В 9 веке Ле-Ман подвергался многочисленным набегам - бритты, викинги, норманны. Кто только не грабил и не завоевывал город.

В первой половине 12 века Ле-Ман становится столицей графства Мэн, в составе английской короны.

В 1448 году при Людовике XI Ле-Ман снова входит в состав Франции.

17-18 века в городе настал промышленный бум - росло население, открывались мануфактуры и ремесленные лавки.

Городской транспорт

Городской транспорт Ле-Мана представлен автобусами и трамваями (две линии).


Кухня

В Ле-Мане, конечно, следует попробовать оригинальные местные блюда французской кухни - это блюда из различных видов мяса в зависимости от Ваших предпочтений и бутылочка местного вина, а также паштеты, колбасы, сыры, местные кондитерские изделия. Рекомендуем следующие заведения:

  • BISCUITERIE LA SABLESIENNE,
  • MAISON REIGNIER,
  • RESTAURANT AUBERGE DES 7 PLATS,
  • LA BOITE A DEJEUNER: REST URBAIN & EPICERIE BIO,
  • RESTAURANT L"EPI CURIEUX,
  • RESTAURANT LA BROCHETTE DU BOUCHER,
  • RESTAURANT LA BARAQUE A BOEUF,
  • RESTAURANT LE BISTROT DE LA VIEILLE PORTE.

Парковка в Ле-Мане

Как и во всех старых европейских городах в Ле-Мане узкие улочки и мало парковочных мест. Поэтому, если Вы путешествуете на авто, лучше парковаться на специальных платных парковках.

  • Place de République, въезд с улицы Avenue du Général De Gaulle
  • Rue du Vert Galant
  • Place des Jacobins

Проживание в Ле-Мане

Как в любом туристическом центре, в Ле-Мане большое количество отелей на любой вкус и кошелек: от хостелов и гостевых домов до шикарных отелей. Рекомендуем бронировать отель в историческом центре города. Для этого вполне подойдет любой сервис онлайн-бронирования, например, Booking. Также об проживании лучше позаботиться заранее.


Карты Ле-Мана с маршрутами и достопримечательностями

Старый город (2 км, примерно 30 мин) - сердце Ле-Мана. Здесь Вы можете осмотреть великолепный Сен-Жюльен, фрагменты галло-римских стен, исторические здания 16-18 веков.

Cathédrale Saint-Julien >Escaliers des Pans de Gorron > enceinte > rue Saint-Hilaire >Grande Poterne >rue de la Verrerie > rue du Bouquet >rue Saint – Pavin de la Cité > Cour d"Assé > Grande Rue > rue Saint – Honoré > place Saint- Pierre>rue Rostov-sur-le Don > Place Saint – Pierre > rue de l"Écrevisse > Grande Rue > Square Jacques Dubois > rue Reine Bérengère > place Saint- Michel


Район св. Николаса (1 км, примерно 15 минут)

Rue des Ponts Neufs >Place de la Sirène > rue Marchande >rue Bolton > rue Saint – Martin > rue de la Perle > rue Saint- Jacques > rue de l’Etoile > rue Jankowski > Place de la Sirène > rue Claude Blondeau > Carré Plantagenêt

Площадь республики (2,5 км примерно 30-40 минут)

Place de la République > boulevard René Levasseur > Place Aristide Briand > rue des Minimes > place de la République > rue Gambetta > rue Paul Courboulay > rue Pasteur > Place des Halles > rue du Vert Galant > rue Gambetta > Place de la République

Район Сент-Круа (3 км, 45-60 минут)

Rue du 33è Mobile > rue Gougeard > avenue Bollée > rue Jeanne d"Arc > rue Notre – Dame > rue de l"Éventail > Jardin des Plantes > rue Prémartine > rue Cauvin rue des Arène s> rue Bruyère > rue des Gladiateurs > Place (Esplanade) des Jacobins

Район Сент-Висент (примерно 60 минут, 4 км)

Avenue de Paderborn > rue Montesquieu > rue Lionel Royer > rue de l" Abbaye Saint – Vincent > rue de l’ Enclos > rue de Bellevue > rue Maurice Loutreuil > Place de la Croix de Pierre > boulevard Général de Négrier > rue de la Rivière > rue Julien Bodereau > rue de Tessé > Parc et jardins de Tessé

Район Рояль (4 км, примерно 60 минут)

Rue du Dr Galouëdec > Place de l’Église Notre – Dame du Pré > rue Ducré > rue Montoise > rue du Sergent Lebouc > rue Phillipe > rue de Beaulieu > Place du Souvenir Français >Cimetière de l" Ouest > avenue François Chancel > rue du Port à l" Abbesse > rue de la Blanchisserie > rue du Pré > rue Voltaire

Достопримечательности Лемана

Среди достопримечательностей Ле-Мана особенно выделяются старинные религиозные сооружения - соборы и монастыри.

Сен-Жюльен - одна из главных достопримечательностей Ле-Мана. Грандиозный кафедральный романско-готический собор, начинающий свою историю в 6 веке. Это одно из самых больших готических зданий Франции и Западной Европы.

Архитектура собора - это сложная смесь романского стиля и готики. Длина собора 134 метра, а высота в самой высокой части - 34 метра.


Сен-Жюльен - самая посещаемая достопримечательность долины Луары. Интерьер собора украшен старинными витражами, каменными барельефами. В соборе имеется старинный орган.

Аббатство Сен-Пьер - старинный монастырь, основанный в 11 веке. Это одно из самых больших и старых аббатств Западной Франции.


Адрес: 22 Rue Berthelot, 72000

Аббатство Сен-Винсент

Аббатство Сен-Винсент - бывший монастырь ордена бенедиктинцев, основанный в 6 веке. Архитектура монастыря - это интересная смесь романского стиля, готики и ренессанса.


Адрес: Rue de l"Abbaye Saint-Vincent

Сен-Пьер-ла-Кур - старинная церковь 10 века в Ле-Мане на юго-западе старого города.


Нотр-Дам-дю-Пре - католическая церковь 11 века, расположенная на правом берегу реки Сарт. Церковь была построена на руинах древней романской часовни в стиле готики.


Галло-римские стены - свидетели римского владения Галлией. Построены в 3 веке при Диоклетиане для защиты от варваров. Хорошо сохранился участок стен в почти полкилометра.


Красивые места Ле-Мана

Не одними соборами, аббатствами и стенами красив Ле-Ман. Очень рекомендуем прогуляться по следующим старинным улочкам, чтобы насладиться очарованием старого города:

  • rue du Chêne-Vert
  • Rue de Vaux
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Godard
  • Grande-Rue
  • rue Saint-Honoré

  • rue de Vaux
  • rue de la Pierre-de-Tucé
  • rue Saint-Pavin-de-la-Cité
  • rue des Chanoines
  • rue de la Reine-Bérangère
  • place du Cardinal-Grente
  • rue des Chanoines
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue Saint-Hilaire

  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue de la Vieille-Porte
  • Rue de la Verrerie
  • Rue du Petit-Saint-Pierre
  • Rue des Chapelains
  • Rue du Château
  • Rue du Doyenné

Saint-Julien или же Кафедральный собор Сент-Жюльен является кафедрой епископа города Ле Ман, который ввел христианство в области примерно в начале 4-го века. Этот собор будет прекрасным дополнением в вашем списке желаемых к посещению достопримечательностей.

Самая первая церковь, которая заложила начало строительства собора, появилась еще в VI в. Храм, который дошел до наших времен начал возводиться приблизительно в 1060 году при епископе Вульгрине. Строительство полностью было завершено только в 1430 году. Трансепт и башни были возведены к 1096 году. Удивительный готический хор завершили только в 1220 году, который был предназначен для размещения мощей святого Юлиана. Вполне возможно, что именно большой хор с апсидой и корпусами с пятью алтарями является одним из самых ранних примеров строения, который позже стал стандартом для крупных церквей по всей северной Европе.

Собор занимает северо-восточную часть Старого города (известный как Вье-Ман), большая его площадь на вершине небольшого хребта преобладает мощеными улицам. К собору примыкает реликвия доисторической эпохи с западной стороны – это менгир, который имеет высоту 4,55 метров. Здесь же находится гробница святого Юлиана Ле Манского. Летописец Альдрик (IX в.) в своих «Деяниях епископов» пишет о том, что этот святой был учеником самого Христа. Также здесь похоронен Карл Анжуйский - король Неаполя и брат Людовика Святого Французского.

Собор, который сочетает в себе романский неф и готический хор, отличается своей невероятно богатой коллекцией витражей.
Неф в Ле-Мане насчитывает в своей коллекции около 20 витражей из середины 12-го века. Западные витражи, достаточно большие в своих размерах, изображают сцены жизни вышеупомянутого святого Юлиана Ле-Мана, примерная дата их создания - 1155 год. В западной части предела нефа расположен витраж "Вознесения". Его дата создания приурочена к 1120 году, что делает этот витраж одним из самых старейших сохранившихся во Франции. Высота башни составляет 64 метра и является самой высокой постройкой этого города.

В отличие от романского стиля программы остекления, верхняя часть хора во многом остается нетронутой и представляет собой очень разнообразные сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Эти витражи отличаются отсутствием согласованной программы распределения предметов и некоторые эпизоды повторяются в разных окнах. Витражи представлены в разных художественных стилях.

Длинной в 57 метров тянется главный неф собора, высота его составляет 24 метра; длина же трансепта - 52 метра, а высота - 34 метра. Эта разница возникла по причине того, что неф и трансепт строились в разные эпохи, неф - в романскую, а трансепт - в готическую.

Возведение хора началось с того, что в 1217 году глава собора получил разрешение снести часть галло-римских городских стен четвертого века, которые блокировали дальнейшее расширение на восток (любые изменения в городские постойки в средневековой Франции требовали разрешений царя). Работы по увеличению восточной части начались сразу и новый хор был открыт 24 апреля 1254.

После завершения строения хора, следующим приоритетом было восстановление трансепты для того, чтобы связать новые готические элементы с романским нефом, однако эта работа была отложена из-за отсутствия средств. Строение южного трансепта было начато в 1380 и завершено в 1392 году с помощью средств, пожертвованных королем Карлом VI. Работы с северной частью начались в 1403 году, но были отложены из-за возобновления Столетней войны и не продолжались до 1430. В 1500 году планируемое увеличение высоты трансепты было отклонено из соображений экономии.

В современные годы в 2003 году была проведена генеральная чистка собора от различных загрязнений.
Это место будет интересно всем, кто интересуется религией или же не ровно дышит к церквям. Вы обязательно почувствуете ту атмосферу, которая обитает в Соборе Сент-Жюльен.

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт