Атлас тибетской медицины картинки. Атлас тибетской медицины "Голубой Берилл" (Санджей Гьямц)[1998,Медицина, здоровье,DOC, eBook (изначально комп Неизвестный лама Шираб Сунуев

Главная / Упражнения

Капитальный труд в медицине Тибета «Вайдурья-онбо» Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был дополнен уникальным «Атласом тибетской медицины», иллюстрированный цветными рисунками.

«Атлас тибетской медицины» был выполнен тибетским врачами, художниками по заказу Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в Сэртог-манба - это медицинский монастырь, находящийся в восточном Тибете. Полностью комплект книги состоит из семидесяти семи листов, размер листа составляет 81,5×66,5 см., в них насчитывается больше 10000 рисунков.

Очень интересная история происхождения данного «Атласа». Как указывалось выше, эта книга была изготовлена неизвестными художниками по заказу Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в Тибете.

По мнению одного из ученых, атлас был вывезен из восточного медицинского монастыря Сэртог-манба бурятским ламой, лекарем Ширабом Сунуевым, где он больше десяти лет (конец 19-го начало 20-го века) занимался изучением тибетской медицины.

Книга по примерным данным до 1926 года хранился в Цугольском дацане, а далее, по просьбе А. Доржиева (хамба-лама), настоятелем Цугольского дацана Ганжарва-гэгэн, был передан в Ацагатский медицинский дацан. В 1936 году атлас тибетской медицины был найден и передан в фонды Республиканского краеведческого музея г. Улан-Удэ, где он и хранится. П. Балданжапов пишет: «В настоящее время мы не имеем сведений о наличии полного комплекта «Атласа» в какой-либо стране.

Из некоторых источников стало известно, что в библиотеке Калифорнийского университета имеется 12 картин «Атласа тибетской медицины». Данные рисунки являются копиями с оригиналов, находившихся в буддийском монастыре в г. Пекине, и были привезены в 1947 году в США. Известным тибетологом и синологом Ф. Лессингом. В конце 50-х годов данные двенадцать картин были опубликованы Леверкузене издательством «Бауэр» с предисловием Ильзы Вейт. Ильза Вейт преподавательница истории медицины Чикагского университета США». Эти же рисунки повторно издавались в конце 60-х годов в Париже с предисловием Пьера Хурара – профессор медицинского факультета Парижского университета. В предисловии указанных изданий не говорилось, все ли картины скопированы Фердинандом Лессингом.

Полный комплект иллюстраций к «Вайдуья-онбо» состоит из 77 картин. В нашем комплекте, к сожалению, нет картины №62. Каждый лист (плакат) иллюстрирует одну или несколько глав. На листе размером в 65*88 см (по внутренней рамке) помещается от 7–9 до 170–180 рисунков. На верхней части каждого листа имеется надпись на тибетском языке, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам относятся иллюстрации в целом.

Если один лист иллюстрирует несколько глав, что обычно и наблюдается, то перед рисунком или группой рисунков, относящихся к одной главе, в желтом прямоугольнике дано название и порядковый номер этой главы, а иногда и раздела, когда глава большая. Каждый рисунок снабжен надписью. Такова краткая характеристика этой удивительной и ценной книги. Этот «Атлас» представляет интерес не только с медицинской точки зрения, но и является ценнейшим памятником тибетской культуры, ибокартины и тексты содержат массу этнографических подробностей, относящихся к жизни и быту тибетского народа, его мировоззрению.

Текстологические исследования «Атласа» в последние годы показали, что авторами при нумерации листов была допущена ошибка, вместо №62 был поставлен №63. Поэтому следует считать, что общее количество картин составляет не 77 а 76. Ныне существует изданный перевод текста «Атласа» с соответствующими комментариями.

Рисунки на таблицах «Атласа» выполняют свою дидактическую роль только при непосредственном изучении текстов трактатов «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Медицинская терминология должна быть соотнесена с понятиями или смысловым содержанием на основе переводов и расшифровки текста. А дословный перевод специфических медицинских терминов и понятий будет во многих случаях непонятным, ибо эти термины обычно полисемантичны, многоплановы и открыты для целого ряда значений, что позволяет им выполнять функцию в текстах разного класса. Поэтому востоковеды-лингвисты учитывают при переводах парадигматичность и семантичность терминов и понятий в тибетской медицинской литературе. Все эти обстоятельства убеждают в необходимости сохранения смысловых связей, целостности основного трактата с иллюстрирующим его «Атласом». Следовательно, краткое изложение содержания 156 глав будет уместным при издании «Атласа». Четыре части «Чжуд-ши» имеют между собой тесную взаимосвязь, носящую историко-логический и генетический характер.

Первая часть «Чжуд-ши» («Цза-чжуд»), содержащая шесть глав, призвана ответить на вопрос: что излагается в «Чжуд-ши», что представляет собой тибетская медицина ? В публикуемом «Атласе» таблицы 1-4 отражают содержание глав первой части «Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо», которое изображено в виде «трех корней», девяти стволов, сорока семи ветвей и 224 листов. Содержание шести глав «Цза-чжуда» в целом представляет собой инвариантную основу предмета тибетской медицины, а «древо трех корней» — парадигму ее структуры и иерархические уровни целостной системы. В этой части «Чжуд-ши» изложены цели и методы изучения нормальной и патологической анатомии, физиологии, приемов диагностики, методов и средств лечения. Таблицы 5-37 иллюстрируют содержание 31 главы второй книги «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», в которой изложены воззрения по эмбриологии, анатомии, физиологическим системам регуляции в организме.

Значительное место уделяется причинам и сопутствующим факторам возникновения болезни , классификации болезней, общим и частным принципам, методам диагностики и лечения. Теоретическое воззрение и принципы диагностики отличаются некоторыми эвристическими особенностями. Большое прикладное значение имеет описание лекарственного сырья растительного, животного, минерального происхождения, его лечебных свойств, которое изображено в стилизованной форме на таблицах 23-31. Содержание иллюстрируемых глав по существу соответствует фармакогнозии, фармакологии тибетской медицины. Вторая часть «Чжуд-ши» заканчивается этическими нормами медика. Таблицы 38-53 иллюстрируют самый объемистый раздел тибетской медицины, охватывающий 92 главы третьей части «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», в которых изложены основы общей и частной патологии тибетской медицины.

Во все времена и в наши дни медицина , в частности клиническая медицина, синтезировано отражает и вбирает в себя все совокупные достижения познавательной деятельности человеческого общества по изучению и познанию окружающей природы и объекта своего изучения — человека. Поэтому 17 таблиц, отражающих содержание третьей части «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» можно приблизительно разделить на следующие семь групп:

  • схемы топографических точек для физического воздействия на биорегуляторные механизмы различных подсистем человеческого организма посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания. Поразительно то, что эти тибетские точки воздействия совпадают во многом с точками чжень-цзютерапии китайских руководств (табл. 38 и 39);
  • в 7 таблицах (40-46) показаны изображения следующих клинических дисциплин древней тибетской медицины: причины и способствующие факторы внутренних заболеваний, включая инфекционные, характерные для жарких стран, дерматологию, заболевания , подлежащие хирургическим вмешательствам, педиатрию, и т. д.;
  • в 4 таблицах (47а, 476, 48, 49) отражено учение о сосудах и внутренних органах. (примечательно, что в тибетской системе медицины знания о сосудистой системе человека были близки к современным, обращает внимание оригинальность изображений на схемах сосудов большого и малого круга кровообращения);
  • графическая схема мест скопления транссудатов, экссудатов и гнойных жидкостей во внутренних полостях организма и топографических точек для прокола с целью их удаления (табл. 50);
  • токсикология: свойства природных и искусственных ядов, пищевые и другие яды растительного, минерального и животного происхождения (табл. 51);
  • гериатрия и геронтология: способы и меры, обеспечивающие долголетие (табл. 52);
  • лечение бесплодия и импотенции; условия и средства, способствующие зарождению плода (табл. 53).

Таблицы 54-77 отражают содержание 27 глав четвертой части трактата «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», в которых описаны диагностические исследования пульса, мочи и других выделений, лекарственные формы и их применение физические способы лечения.

Содержание рисунков и подписей к ним , отражающих сущность 27 глав «Чи -чжуда», четвертой части «Чжуд-ши», можно разделить на следующие группы:

  • 9 таблиц (54-63), содержащих свыше 1200 рисунков, посвящены диагностике и прогнозу по пульсу, где различают 360 видов пульса, в зависимости от качественных показателей, связанных с сезонно-временными, суточными, циклическими и циркадными ритмами;
  • около 800 рисунков с тибетскими подписями, размещенные в основном в трех таблицах (64-66), посвящены семиотике и диагностике с помощью исследования мочи и осмотра языка больного;
  • в рисунках таблиц 67 (часть), 68, 69 и 70 изображены показания и противопоказания к медикаментозным и физическим методам лечения;
  • анатомические схемы топографических точек для лечения болезней посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания, согласно теории трактата «Лунная владыка», учитывают циклические явления активности и гравитации космических тел нашей галактической системы (Солнце , Луна, Юпитер и др.) и состояние биоритмов самого больного (табл. 71, 72, 73а и 73б);
  • нервно-психические расстройства , вызванные самой болезнью и влиянием циклической активности космических тел;
  • цели и задачи медицины, облик врача и принципы отбора и подготовки врачебных кадров (табл. 77).

Таким образом, «Атлас тибетской медицины» представляет собой уникальный памятник тибетской медицины, являющийся частью культуры народов центрально-азиатского региона, вобравшей не только местные, но и лучшие традиции сопредельных стран. Изучение источников тибетской медицины характеризуется многоплановостью, в которой центральное место должны занимать медико-биологические исследования на основе комплексного источниковедения, историографии. В этом смысле системно-структурный, системно-функциональный принципы подходов позволяют раскрыть сущность самой целостной системы тибетской медицины. Исходя из наших методологических подходов в источниковедении тибетской медицины, предполагаются следующие десять уровней комплексных исследований:

  1. перевод и филологические расшифровки текста (текстологические и лексические);
  2. расшифровка структуры целостной системы, ее подсистем и их иерархических уровней; моделирование; определение и анализ объема содержания каждого элемента структуры (терминологические и понятийные расшифровки и идентификации);
  3. расшифровка, идентификация тибетских названий болезней и определение их аналогов и адекватов в терминах современной медицинской номенклатуры (отечественной и международной);
  4. расшифровка структуры терапии отдельных болезней и ее общие и частные принципы; раскрытие специфики каждого из элементов структуры терапии и объяснение механизмов их действий;
  5. расшифровка и идентификация тибетских названий лекарственных средств, сырья и определение их научных названий;
  6. расшифровка рецептурных прописей;
  7. расшифровка доз ингредиентов рецептурных прописей;
  8. определение лечебных и фармакологических свойств каждого из ингредиентов рецептурной прописи, сравнение их с современными;
  9. сбор банка данных по химической и фармакологической изученности каждого ингредиента рецептурной прописи;
  10. анализ и оценка конструирования лекарственных форм тибетской медицины.

На основе этих десяти уровней расшифровок, которые тесно связаны между собой, должен осуществляться научный перевод и анализ «Чжуд-ши», с тем, чтобы выявить его рациональное зерно и оценить с точки зрения современной медицины.

Следует отметить, что каждый уровень и каждый вид вышеуказанных аспектов работ проводится по своим специфическим частным методам и методикам.

Системно-структурный метод в изучении и исследовании тибетских медицинских памятников является частной методологией и методикой источниковедения индо-тибетской медицины как комплексного научного направления фундаментальных исследований на стыке востоковедения и медицины.

У народов есть общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и искусства, сохраняющие в течение веков отпечаток гения

Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем Савелий Кашницкий

Рецепты «Атласа тибетской медицины»

Все болезни развиваются из причин при наличии условий. Без условий, от причин не будет последствий. Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней. Сезоны, органы чувств, образ жизни, вкусы и действие – от их недостатка и избытка порождаются болезни. А если они представлены в меру, болезней не будет.

Поэтому, если на тройку – образ жизни, питание и лекарства – опираться, как положено, то можно жить спокойно, без недугов.

Из тибетского канона «Чжуд-ши», гл. 23 «Как жить, не болея»

В начале 90-х годов в Бурятии предпринято издание книги, которое можно считать знаменательным событием в развитии нашей цивилизации. «Атлас тибетской медицины» на русском языке с десятками цветных таблиц (это репродукции живописных миниатюр на шелке, хранящихся в музеях Лхасы, Пекина и Улан-Удэ), служащих практическим пособием для тибетского врача.

Создал этот свод медицинских знаний на рубеже XVII–XVIII веков Десрид Санчжай Чжамца – ученый и политический деятель, регент далай-ламы V. Он автор трудов по истории Тибета, истории буддизма, астрологии и медицины, биографических сочинений о знаменитых тибетских медиках Ютогбе-старшем (VIII век) и Ютогбе-младшем (XII–XIII века). Труды «Вайдурья-онбо», «Лхантаб», «Кхогбуг», созданные Десридом, – вершины тибетской медицины. Он руководил созданием свода иллюстраций к раннесредневековому канону тибетской медицины «Чжуд-ши».

В этом классическом труде дается понятие о трех болезнетворных началах – Ветре, Желчи и Слизи, различные комбинации которых определяют все известные болезни. В «Чжуд-ши» и «Атласе тибетской медицины» даны основы анатомии и физиологии в норме и патологии, рекомендации по сохранению здоровья, классификация болезней, подходы к их диагностике и лечению, этика врача, описания лекарственных средств и медицинских инструментов, причин и условий возникновения болезней, их симптомов и средств врачевания, сведения о диагностике по пульсу и моче, технология и рецептура изготовления лекарственных форм. Около десяти тысяч рисунков и схем, приведенных в атласе, связаны с текстом «Вайдурья-онбо».

Тибетская медицина не отделена от нашей культуры неприступными снежными грядами пугающих гор. Она включила в себя весь опыт античной культуры: тибетцы общались с индусами и персами, а те, в свою очередь, – с древними греками. Связи в древнем мире были гораздо обширней, чем принято думать. Преимущества тибетской медицины состоят в том, что лекарь обычно живет в семье больного, процесс лечения отслеживает непрерывно и при появлении новых симптомов болезни оперативно реагирует назначением дополнительных лекарственных средств.

Вне этой сложившейся культуры можно в лучшем случае воспользоваться лишь отдельными фрагментами цельной и гармоничной целительской системы. Вот некоторые из них.

Средство для лечения печени

В каноне «Чжуд-ши» описано средство дигда-шитан, которое может рассматриваться как профилактическое против токсического поражения печени (можно успешно лечить от алкоголизма), иммуномодулятор, повышающий защитные силы организма, хорошее желчегонное средство.

Берут в равной пропорции зубчатку, корневище софоры желтоватой, яблоню ягодную (хорошо известные на Урале и в Сибири ранетки), горечавник бородатый (который можно заменить золототысячником), при повышенном давлении («жар крови», как сказано в первоисточнике) добавляют корневище шлемника байкальского.

Этот сбор заваривают и пьют перед сном в течение 5–7 дней. На 7–11-е сутки средство восстанавливает печень. Из-за желчегонного свойства отвара он имеет противопоказание для тех, у кого возможны камни в желчном пузыре.

Гранат при несварении желудка

При несварении желудка, задержке стула и отсутствии аппетита тибетские врачи используют препарат на основе граната: на 8 частей граната одна часть корицы, одна часть кардамона, шафрана (можно заменить календулой). Этот состав, по словам первоисточника, «поддерживает желудочный огонь, изгоняет слизь из просветов сосудов, разделяет непереваренный сок пищи и силы тела».

Смесь перемалывают в кофемолке, берут полграмма порошка (щепотку, на кончике ножа), кладут на язык и запивают водой. Прием лучше приурочить к активной фазе работы желудка – за 30–40 минут до обеда. Применяют препарат в течение 5–7 дней.

Гармония ветра, жара и холода в лечении заболеваний пищеварительной системы

В тибетской медицине все болезни формируются различными соотношениями понятий «мкхрис» – желчь, «рлунг» – слизь (под которой может подразумеваться лимфа) и «бад-ган» (имеется в виду иммунная система). Отклонение любого из этих трех понятий от нормы приводит к болезни: ветер, жар и холод должны находиться в гармоничном равновесии. Ветер может означать нарушение функций органа, жар соответствует понятию «воспаление», холод может подразумевать иммунодефицит или генетическое заболевание.

«Жар желчи с нарушением вниз очищающего ветра» – такую фразу из «Чжуд-ши» можно интерпретировать в современных медицинских понятиях как гепатит с нарушением функции кишечника (то есть запором). Холод желчи – это жировое перерождение печени (цирроз). Рекомендуемая при этом диета: пища должна обладать более горячими (к примеру, баранина) или более холодными (свинина) свойствами. Когда в организме жар, тибетские врачеватели не рекомендуют есть горячие продукты. При «жаре печени» следует воздерживаться от мяса.

С учетом подобных соответствий могут быть поняты некоторые тибетские рецепты.

Боль в желудке может сопровождаться жаром (это, вероятно, гастрит) или холодом (пониженная кислотность). В тибетских прописях все лекарства многокомпонентны (минимальное количество составляющих – три). При язвенной болезни рекомендуются средства понижения кислотности желудочного сока, создающие защитные пленки на слизистой. Согласно тибетскому подходу, лечат не собственно желудок, а весь организм в связи с заболеванием желудка.

Рецепт от язвы желудка

Одно из средств нормализации пищеварительного тракта включает три компонента: облепиху, кориандр, корни девясила высокого. Все компоненты высушивают, измельчают пестиком в ступке (размельчение в кофемолке ученый считает непригодным) и берут в соотношении 1: 1: 1. Состав эффективен в самом начале язвенной болезни. Высушивать компоненты рекомендуется не на солнце, а в тени и в хорошо проветриваемом помещении. Полученную смесь заваривают кипятком: полчайной ложки порошка на 100 мл воды, в термосе. Пьют отвар за 15–20 минут до еды. Лечение проводится в течение не менее чем 10–12 дней, обычно 21 день. Этот рецепт взят из Агинского дацана, в прописях которого многие компоненты заменены теми, которые можно найти в Восточной Сибири. Соответственно, эти варианты более приближены к современной европейской фитотерапии.

Ши-жид при ферментной недостаточности

Для усиления «огненной силы желудка» (активации желудка, печени и поджелудочной железы) используют ши-жид. Его назначают в случаях острых заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда в нем вырабатывается недостаточное количество пищеварительных ферментов. В состав входят: корень девясила, имбирь, корень ревеня, кальцит (природная соль кальция, в качестве которой можно использовать яичную скорлупу, смешанную с солончаковой солью) и кровохлебка – все в равных долях. Сырье высушивают и измельчают. Четверть – треть чайной ложки порошка на 100 мл воды (в зависимости от массы тела). Отвар принимают: сухощавые – два, рыхлые – 3 раза в день. Средство повышает моторику желудка и рекомендуется всем, чей возраст превысил 30 лет.

Тибетский препарат ману-шитан от гриппа и простуды

В разгар поздней осени хорошим профилактическим средством против гриппа и ОРЗ может стать тибетский препарат ману-шитан. Оно же применяется при вирусных инфекциях и заболеваниях верхних дыхательных путей. На одну часть имбиря берут две части корней девясила высокого, две части корневища софоры желтоватой и четыре части древесины бузины (которую, впрочем, могут заменить цветы бузины). Этот сбор заваривают, отвар пьют по утрам в течение 5–7 дней. Хотя бы один из приемов средства должен приходиться на время активности меридиана легких (утренние часы).

Если простудное заболевание уже в разгаре, примерно в два раза повышают долю софоры. Если у больного повышенное давление, долю софоры увеличивать нельзя (она способствует росту давления), зато увеличивают дозу бузины. Это средство гепатозащитное и мочегонное. Если требуется срочное, ударное лечение, прибегают к более сильным методам европейской медицины, а затем в течение 1–3 месяцев используют ману-шитан для медленной фитотерапии.

При привычных вариантах простуды, особенно затяжном бронхите, применяют смесь облепихи, мордовника сибирского, корней солодки уральской, ранета (яблочек Палласа) и перца длинного (индийского) – в равных пропорциях. Средство стимулирует отхаркивание. Оно «вытягивает гной из легких». Принимают его до 5 раз в день, особенно когда нет мокроты.

Нор-бу-дун-тан от пневмонии

Тибетское средство против пневмонии называется нор-бу-дун-тан. Оно представляет собой упоминавшееся выше ману-шитан (имбирь, корни девясила высокого, корневище софоры желтоватой и древесина бузины) с добавлением средства, известного в Тибете как три плода: корневище кровохлебки (которая заменяет отсутствующий в Сибири тибетский миробалан), яблоня ягодная и боярышник – пропорция 1: 1: 1. Это же средство (в переводе оно звучит как семь драгоценностей) применяют при осложнениях после гриппа и ОРЗ.

Из книги Секреты целителей Востока автора Виктор Федорович Востоков

Тайны Тибетской медицины Корень древа тибетской медицины – средневековый трактат "Чжуд-ши".Начинается он с описания места, в центре которого находится медицинский Будда – Мангла (Бхай-шаджья-гуру), то есть Учитель-врач. Это хозяин мифологической страны – родины всех

Из книги Диабет. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Рецепты народной медицины при диабете Прежде всего это очистка кишечника, печени и одновременно поджелудочной железы, а также соблюдение правил питания.Есть простой и надежный способ очистки самой поджелудочной железы: 1 кг корней петрушки пропустить через мясорубку,

Из книги Первая медицинская помощь для детей. Справочник для всей семьи автора Нина Башкирова

Рецепты народной медицины При легких ожогах хорошо помогают яблочные мази. Протертые яблоки смешивают с морковным соком и варят на паровой бане 20 минут. Затем полученную смесь остужают, добавляют сливочное масло и прикладывают к пораженным

Из книги Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем автора Савелий Кашницкий

Секреты Тибетской медицины

Из книги Растение Ванги. Базилик автора Юлия Подопригора

Рецепты народной медицины с применением базилика Рецепты для укрепления иммунитетаСамое главное, что есть в жизни каждого человека, это здоровый и сильный организм! Здоровье не купишь, но можно его правильно и умело сохранить на долгие годы. Если у вас будет крепкий

Из книги Лечение без гормонов. Минимум химии – максимум пользы автора Анна Владимировна Богданова

Рецепты народной медицины для мужчин Для лечения учащенных поллюций рекомендуется следующее средство: сухие листья съедобного лотоса растереть в порошок. Смешать 5 г порошка с 50 г рисового отвара. Принимать по 50 мл 3 раза в день до трех недель.Для предупреждения ночных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Рецепты народной медицины для женщин Старинными возбудителями (афродизиками) являются смеси, содержащие высушенный сок паслена, коры филлантуса лекарственного, бобов бархатных, якорцев короткошерстных, спаржи кистевидной, зерен фасоли, цветков розы и меда.Для

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ Врачебная наука Тибета получила начало в Индии во времена глубокой древности, а развилась и процветала в Тибете.В истории врачебной науки Тибета различают периоды.Первоначальный период носит легендарный

Из книги Боли в спине и суставах. Что делать? автора Ирина Анатольевна Котешева

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ О СОСТОЯНИИ ПИТАНИЯ Тибетской медициной разработаны представления о пище, влиянии характера на питание в зависимости от конституции человека.Люди ветра предпочитают использовать пищу сладкого, кислого и жгучего вкусов. В соответствии

Из книги Гипотония автора Анастасия Геннадьевна Красичкова

Рецепты народной медицины За время существования человечества народные врачеватели – лекари, знахари, ведуны – Востока, Европы, Азии и Америки создали немало рецептов для облегчения болей в спине. И хотя они не имели специального образования, а подчас были просто

Из книги Секреты людей, которые не болеют диабетом. Нормальная жизнь без инъекций и лекарств автора Светлана Галсановна Чойжинимаева

Рецепты народной медицины Компресс из ржаного тестаЗамесите тесто из ржаной муки (без дрожжей). Когда тесто станет кислым, возьмите тряпочку или марлю, сложенную вчетверо, положите на больное место, а сверху слой теста толщиной 1–2 см. Зафиксируйте компресс

Из книги Большая книга о питании для здоровья автора Михаил Меерович Гурвич

Рецепты народной медицины Подагрический артритбагульник болотный, побеги – 30 гбрусника, листья – 40 годуванчик лекарственный, корни – 25 гдонник лекарственный, трава – 30 гпырей ползучий, корневище – 30 гпетрушка огородная, трава – 10 гПриготовить смесь из указанных

Из книги автора

Рецепты народной медицины Мед и другие продукты пчеловодства используются в чистом виде, в смеси друг с другом, с фитокомпонентами. Перед приемом того или иного препарата необходимо проконсультироваться с

Из книги автора

Причина диабета с точки зрения тибетской медицины Возмущение Желчи – это болезни жара, а те, что возникают, когда Слизь и Ветер занимают место переваривающей Желчи – со всеми вытекающими отсюда симптомами снижения функции печени, – это болезни Холода.Две другие

Из книги автора

Лечение диабета в клиниках тибетской медицины Врачи аллопатической (официальной) медицины при обращении пациентов с сахарным диабетом часто лишь констатируют повышенный уровень сахара в крови, назначают сахароснижающие препараты (многие из которых по причине

Трактаты тибетской медицины

Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие: 1. лечение ран. 2. лечение болезней головы. 3. лечение болезней всего организма. 4. лечение психических заболеваний. 5. лечение детских болезней. 6. противоядия. 7. эликсиры против старческого одряхления. 8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья

растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

В России пропаганду тибетской медицины вел врач Петр Бадмаев написавший перевод с комментариями трактата "Чжуд-ши" под названием "О врачебной науке Тибета Жуд-ши". После революции 1917 года, его брат Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

В России наиболее организованно изучение тибетской медицины научными методами, и публикация книг по тибетской медицине, проводилось научным центром Академии наук в г. Улан-Удэ.
http://dazan.spb.ru/

[ http://ngo.burnet.ru/atlas/ ]
Сайт представляет Атлас тибетской медицины.

[ http://www.eastsib.ru/~viber/lechenie.html ]
Здесь можно ознакомится с теорией тибетской медицины.

[ http://kerb.narod.ru/avtobadmaeva.htm ]
Сайт о тибетской медицине и Бадмаеве.

[ http://helth.narod.ru/tibet_med.htm ]
Сайт последователей Петра Бадмаева, где можно заказать готовые препараты по древнетибетским формулам.

[ http://www.lipetsk.ru/~wwwtravi/trad1.htm ]
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА (Некоторые выдержки из статьи ГЛЕБА ГРУЗДЕВА).

[ http://tibet-med.narod.ru/ ]
Еще один сайт об этой загадочной тибетской медицине.

[ http://tibet.pp.ru/ ]
Здесь можно ознакомиться с тиб. мед. и ее развитии в бурятии.

[ http://china.kulichki.net/Health/TibetanMedicine/index.shtml ]
Сайт с информацией о тибетской медицине.
[ http://www.yogamoscow.ru/VladimirTernovenko.html ]
Центр Йоги и Тибетской медицины в Москве,Врач, консультации, ПРЕПАРАТЫ, драгоценные пилюли,естественные препараты,лекарства,доктор, растения, минералы, практика.
[ http://garma1000.narod.ru/ ]
АПТЕКА ТИБЕТА. Врач и Тибетские лекарства в Москве.Здоровье и долголетие с Тибетской Медициной
[ http://garma1000.narod.ru/simple.html ]
Doctor Garma (Ph.D Vladimir A. Ternovenko) open individual medicine practice in to the center Yoga and Tibetan medicine in Moscow.

медициной Атласе тибетской медицины Атлас тибетской медицины

https://www.сайт/journal/14657

Больной, болезнь и время приема воды или лекарства. Также находятся параллели с арабской медициной . Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины " похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны... Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины " содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти...

https://www.сайт/religion/1348

Книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз. - А что такое настоящая тибетская медицина ? - Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении... До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает...

https://www.сайт/religion/11221

Был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы. Тибетская медицина представляет собой свод знаний об организме человека, приобретённых в... региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе. Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование...

https://www.сайт/journal/11593

Друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель... создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины . Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания. В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу...

https://www.сайт/journal/15397

Своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибетскими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркуляционный цикл "жизненных... второй сустав пальца правой ноги 30 АА первый сустав пальца правой ноги Теперь, когда вы узнали некоторые тибетские термины, можно использовать полученные знания не только для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни, но и для...

https://www.сайт/magic/17671

Тибетская медицина

Тибетская медицина - наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. Это - наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и...

© 2024 nataliayustyugova.ru -- Умный спорт